Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Ангел проводит по скрипке смычком…»

01 января 2007

ИСКУССТВО

Художница из Сергиева Посада Татьяна Киселёва проиллюстрировала более девяти десятков книг, которые моментально стали раритетами. Одна из последних – «Солнышко в окошке», сборник стихов детской писательницы Нины Козловой. Это название подошло бы ко всему творчеству художницы.

Её работы – пейзажи, портреты современников, картины из жизни родного города, миниатюры на православные сюжеты или сцены исторических событий, выполненные маслом, акварелью или в технике линогравюры, – говорят о необыкновенном даровании этой хрупкой женщины.

Земляк Татьяны Киселёвой, известный поэт Владимир Сосин, безвременно ушедший из жизни, книги которого иллюстрировала художница, будто о ней написал:

Ладом чудесных гармоний влеком,
Звуком высоких небес очарован,
ангел проводит по скрипке смычком…


Книжная графика – любимый жанр Татьяны Киселёвой. Осваивать его она начала чуть ли не с пелёнок: ещё букв не выучила, а уже ко всем книжкам, которые читали ей родители, делала на листах бумаги карандашные рисунки.

Очень важно, какие тебе в детстве читают книжки. Татьяна росла в интеллигентной семье: папа, филолог с университетским образованием, был известным в Сергиевом Посаде учителем русского языка и литературы, неутомимым пропагандистом отечественной словесности, мама работала заведующей книжным отделом в «Мособлкниге». Авторитет русской классики был столь высок в семье, что родители даже дали дочерям «пушкинские» имена: Татьяна и Ольга.

Окончив школу, Татьяна не раздумывала о выборе профессии: она знала, кем хочет стать, и поступила на художественное отделение техникума игрушки (теперь это Российский художественно-технический колледж игрушки). А по окончании целый год работала во Всесоюзном научно-исследовательском институте игрушки. Ею было создано десять образцов игрушек, которые оценивались экспертами НИИ по высшей категории, рекомендовались к серийному производству и поступали в продажу.

«Зимние грёзы». Дом-музей Чайковского в КлинуЗатем она поступила в знаменитую Строгановку (теперь это Московский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова) на отделение графики, где под руководством Софьи Родионовой её яркий талант получил великолепную огранку. Художник-педагог Родионова была ученицей самого Владимира Андреевича Фаворского – выдающегося художника книги, крупнейшего мастера советского изобразительного искусства, родоначальника московской школы графики; он, кстати, тоже жил в Сергиевом Посаде. Татьяна Киселёва окончила вуз с красным дипломом. Её дипломная работа – серия линогравюр – была посвящена основателю первого в нашей стране Музея игрушки, талантливому художнику, учёному и педагогу Николаю Дмитриевичу Бартраму.

Татьяна Киселёва – член Союза художников России с 1993 года – работает в разных жанрах, но главным образом как книжный график. «Православный букварь» с её рисунками вошёл в список ста лучших книг Московской международной книжной ярмарки 2008 года. Её произведения хранятся в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Художественно-педагогическом музее игрушки Российской академии образования, Доме-музее П.И. Чайковского в Клину и частных собраниях.

Говоря о книге, Татьяна Киселёва высказывает убеждение, что художник является в такой же мере её автором (книги), как и писатель. От того, как она оформлена, зависит и читательское впечатление. Как говорится, книгу по обложке встречают…

Работы Татьяны Киселёвой пронизаны солнцем и добротой. Видимо, это востребовано людьми, на которого наступают столь модные сейчас уроды и монстры. Недаром книги Татьяны Киселёвой не залёживаются на прилавках  например, большой успех имела «Хрестоматия для детей».

Говоря об этой работе, художница рассказывает: «Нам захотелось восстановить книгу известной дореволюционной детской писательницы Клавдии Лукашевич «Первое словечко», которая легла в основу «Хрестоматии для детей». Книга хранится в единственном экземпляре в Ленинской библиотеке. Какой-то ребёнок цветными карандашами раскрасил в ней чёрно-белые иллюстрации, многое нужно было восстанавливать, а некоторые невосстановимые рисунки мне пришлось рисовать заново».

Татьяна Киселёва прекрасно владеет компьютерной графикой. Оформленный ею сайт Паломнического центра Свято-Троицкой Сергиевой лавры отмечен дипломом за первое место среди православных сайтов. Но в оформлении книг компьютерными технологиями она не пользуется.

– Мне не нравится, когда книжная графика становится полностью компьютерной, – поясняет художница. – Всё-таки книга, по моему мнению, должна быть рукотворной.

Татьяна Киселёва тонко чувствует поэзию, поэтому так гармонично её сотрудничество с авторами поэтических сборников. Недаром именно она стала автором графического символа поэтического конкурса «Посадская лира», который ежегодно проводится в районе. А вот как выразила своё восхищение иллюстрациями Татьяны Киселёвой к книге её стихов поэтесса Лидия Динулова:

…На гравюрах, представленных в книжке,
Оживает посадский уют.
Переулки, заборы, домишки,
Над сугробами птицы снуют…
Ты смогла в чёрно-белой гравюре
Рассказать о войне, о былом.
Сколько скорби в поникшей фигуре,
Сколько веры в лице молодом.

И как будто нечаянно вышел
В безыскусной своей наготе
Тот дымок над заснеженной крышей
Белый-белый на белом листе…


Про Татьяну Киселёву говорят, что она способна «очеловечить» даже официальные работы. Ей нередко приходится работать по заказам муниципальной администрации. Она ежегодно оформляет грамоты и поздравительные письма Патриарху на Троицу, каждый раз выполняя их по-новому, разрабатывает грамоты для почётных граждан района, поздравительные адреса юбилярам. Например, когда делала поздравительный адрес депутату Московской областной думы, курирующему Сергиево-Посадский район, народному артисту СССР, руководителю Московского областного государственного театра «Русский балет» Вячеславу Гордееву на его юбилей, то использовала изображения Музы и Белого пруда с лебедями (Белый пруд находится в центре Сергиева Посада).

Кстати, в Союзе художников России никто так мастерски не владеет искусством каллиграфического почерка, как она. А ещё коллеги говорят, что стараниями Татьяны Киселёвой возрождается прерванная традиция использования в декоративном оформлении книги орнаментированных заставок, концовок, буквиц – они не просто заимствуются из старинных книг, но создаются талантом настоящего художника. Недаром директор Художественно-педагогического музея игрушки РАО Александр Греков назвал Татьяну Киселёву «художницей, продолжающей великую линию Сергиево-Посадской графики».

Лидия КУДИНОВА

Обсудить в группе Telegram

Лидия Кудинова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS