Библейская тема присутствует в творчестве Наумовой весьма деликатно, настолько ненавязчиво, что предполагает в зрителе способность её узнать, почувствовать, откликнуться («Несущий над городом», – 2005 г.; «Сошествие», 2014 г.). Такая скромная, несколько самоустраняющаяся позиция мастера и его способность уступить своё место, отказаться от роли ведущего, создать приоритет зрительского соучастия вызывают глубокое уважение. Полотно «Адам и Ева в саду» (1999) показывает юную девчушку, любопытную и наивную, заворожённо глядящую на огромные плоды (размером с неё!), созревшие в туго переплетённых ветвях, словно в колючем терновнике. Адама здесь ещё нет, просто мы знаем, что он где-то недалеко, и любопытство они будут утолять вместе… Продолжает этот сюжет «Еда или «тайноедение» (2015): вместо яблоневых зарослей – картонные коробки из-под яблок, выстроенные ступеньками в небо, откуда за теми же грешниками наблюдает херувим, в изумлении заставший их за поеданием запретного плода. Смысл? Ничего не изменилось, сколько б ни твердили миру…
Тема желания найти убежище, спасительный укромный уголок, чтобы создать и сохранить свою тайну, нашла отражение в целом ряде живописных работ: «Дети под столом», «Спас. Голубой», «Любовники под золотым дождём», «Продавец шаров» (все – 2009), «Красные чашки» (2012), «Ангел с сиренью» (2014). Это каждый раз соприкосновение с интимным переживанием персонажей, «подглядывание в замочную скважину», и увиденное бесконечно восхищает своей красотой, тишиной, покоем или поиском покоя… Картина «Игра в мяч» (2009) по стилю напоминает пикассовских бегуний – экспрессивная динамика, сила устремления, заставляющие ракурс искажаться, отчего рушится гармония, но расположенный в центре полотна большой красный мяч, взмывающий над Землёй, оставляет её несовершенство, суету, игру, будто и он стремится к покою и уединению. Его оттолкнули или сам оттолкнулся?..
Совершенно замечательны представленные в небольшом количестве графические работы (тушь, перо, акварель). Библейские листы («Бегство Святого семейства в Египет»), тема материнства, женские головки, эскизы для живописных полотен – всё исполнено изяществом и демонстрирует истинное мастерство.
Живописные произведения этого года различны и даже противоположны по настроению. «Каменщики» олицетворяют возрожденческое созидание: три мастера, написанные в духе Микеланджело крупными, массивными, являются фундаментом под каменистыми геометрическими фигурами (пирамида, цилиндр, шар, куб), как три кита, на которых держится мир – своеобразная аллегория Архитектуры. Однако позы мастеров композиционно напоминают «Несение Креста», и тогда они трактуются уже как мученики… Общая терракотовая гамма картины «Аквариум» (среднего размера рыбины, контуры аквариума, положенные сверху сачки) чуть разбавлена красным (мелкая декоративная рыбёшка), и непонятно: это жизнь, продолжающаяся в неволе и парализующей всякое движение тесноте, или уже закончившейся жизнью до отказа напичкан стеклянный саркофаг?..
Живописный «Автопортрет»: в правой руке – кисть, набравшая белой краски, а левой художница ставит защиту от внешнего мира, отгораживается, отмахивается, и – упрекающе-испуганный взгляд, устремлённый прямо на зрителя. И слёзы на глазах…
Выставка работает до 16 августа