Кто-то сказал, что Россия – это не столицы, ибо в Москве и Петербурге Россия начинается на вокзале. Этот образ напомнили мне звуки идущего поезда в начале спектакля «Провинциальные анекдоты», поставленного Алексеем Исполатовым по пьесе Александра Вампилова в театре «Комедианты», который как раз находится у Московского вокзала.
Театр и есть своего рода вокзал с невольным удивлением в конце, что спектакль оказывается зеркалом, в котором вдруг увидишь себя. При множестве персонажей двух полноценных моноспектаклей («История с метранпажем»» и «Двадцать минут с ангелом») «Провинциальные анекдоты» есть портрет русского человека.
Театральная программка сообщает: данная пьеса Вампилова – «один из лучших образцов советской сатиры на бюрократию», добавляя, что её тематика остаётся острой по сей день. Всё так. Декорации и костюмы художника Светланы Буряковой переносят зрителя в советскую гостиницу провинциального города.
Сатирическое начало перерастает в «человеческую комедию», наполненную трагизмом мирской слепоты и теплящейся надеждой на прозрение.
В «Истории с метранпажем» проявляются мотивы гоголевского «Ревизора» и чеховского «Хамелеона». Элементы такой переклички свидетельствуют в пользу несомненной принадлежности пьесы к классике, раскрывающей черты национального характера. И здесь велика роль режиссёра и актёрского ансамбля – их вклад в «оживление» сказанного и недосказанного драматургом бесценен.
«Двадцать минут с ангелом» – удивительное по глубине произведение. Иной раз перехватывает дыхание, и ты сознаёшь, что узнал себя в том или ином персонаже, в его реплике, взгляде, движении – не очень-то достойных. Но это душевное потрясение, взгляд в зеркало своей жизни, гримаса, показанная тебе в камерном зале, приносит нравственное очищение.