Если судить по нынешней напряжённости отношений между США и РФ, может показаться, что так было всегда. Далеко не так. Были времена, когда мы учились друг у друга и помогали друг другу.
Потеснитесь, французы и бриты!
Более 200 лет назад, летом 1807 года, начались переговоры об установлении дипломатических отношений между США и Россией. Что и случилось спустя два года. Свою роль сыграло и то, что этому способствовали хорошие личные отношения между третьим президентом США Томасом Джефферсоном (1743–1826) и русским царём Александром I (1777–1825). Они даже переписывались. И, кстати, утопист-идеолог пытался наставить «на путь истинный» царя-самодержца: «Разумные принципы, вводимые устойчиво, осуществляющие добро постепенно, в той мере, в какой народ ваш подготовлен для его восприятия и удержания, неминуемо поведут и его, и вас самих далеко по пути исправления его положения в течение вашей жизни» (из письма Джефферсона Александру I, 1804 г.).
Увы, разумные соображения самого демократичного президента США забыты сегодня не только в России, но и в США. Все хотят всего и сразу!
Но не только дружеские отношения лидеров подталкивали страны к сотрудничеству. Тогда две ведущие страны мира – Англия и Франция – ещё не потеряли надежды застопорить США в их развитии. Единственным противовесом им, по крайней мере в Европе, была Россия. Поэтому-то взгляды дальновидных и свободных в своих действиях (не как сегодня!) первых президентов США обращались к ней. Опасение русского влияния в европейских делах (то, что сейчас на Западе выставляют как «вмешательство Москвы» везде и всюду) было яркой чертой европейской политики первой половины XIX века. И это использовали американцы при становлении независимости – заключили назло всем и на пользу себе дипотношения с Россией.
Как же изменились времена! Теперь уже в самих США на все лады склоняют российское вмешательство. Но давайте ещё поговорим о былом!
Долгие годы после установления дипотношений между США и Россией было всякое, но до открытого военного столкновения всё же не доходило, если не считать участия США в военной интервенции в составе сил Антанты (1918–1920) на территории Советской России. Но и тут не мы приходили с винтовкой или на военном крейсере, а они.
Надо признать: в целом за два века США мало содействовали России. Видимое исключение – их невольное участие в советской индустриализации. Да и то больше во спасение себя самих в годы Великой депрессии, чем воспользовался умный Сталин. Кстати, и второй фронт после начала Великой Отечественной они не очень торопились открыть. А вот помощью России американцы пользовались не раз.
Как моряк, хочу вспомнить, о таком факте, как прибытие в США 155 лет назад нашего флота. Во время Гражданской войны между Севером и Югом две русские морские эскадры, по сути, предотвратили интервенцию Англии и Франции в поддержку южан. Жители приморских городов долго помнили стоящие в боевой готовности на рейдах русские фрегаты и клипера, русских моряков и встречи с ними. А лидеры государств обменивались в это время посланиями и дружественными заверениями в вечной любви.
Экспедиция русского флота в Северную Америку 1863–1864 годов была военной демонстрацией Россией поддержки федерального правительства Севера. И это случилось в условиях, когда Англия и Франция готовы были развязать войну против самой России в связи с польским восстанием 1863–1864 годов. Но русское правительство, занимавшее дружественные северянам позиции, послало к далёким берегам своих военных моряков. Это были: Атлантическая эскадра контр-адмирала Степана Степановича Лесовского (1817–1884) из шести кораблей и Тихоокеанская эскадра контр-адмирала Андрея Александровича Попова (1821–1898), тоже состоявшая из шести кораблей. В конце сентября 1863 года они прибыли в Америку. Первая – в Нью-Йорк, вторая – в Сан-Франциско.
Главные задачи такие: оказать моральную и политическую поддержку федеральному правительству Севера (президент А. Линкольн), а также нарушить морские коммуникации Англии и Франции (поддерживающих южан) в случае войны этих стран с Россией. Почти девятимесячное пребывание наших эскадр у берегов США ощутимо способствовало победе северян и дальнейшему русско-американскому сближению. Когда в 1864 году угроза вступления в войну Англии и Франции миновала, русские корабли в июле вернулись в Россию.
Русский флот поддержал демократические Штаты и, как отмечал тогда российский канцлер Александр Михайлович Горчаков (1798–1883), названный Валентином Пикулем «железным», в послании президенту США: «Ваша страна ещё только появилась на свет, когда русские стали у вашего изголовья, как ангелы-хранители, во времена первого президента Вашингтона. Нам не нужны северные и южные штаты – нас устроят только Соединённые Штаты Америки!»
Похоже, у президентов США многих последних десятилетий (наверное, после Джона Кеннеди) совершенно противоположное мнение о России. Им ни к чему единая Россия, ей, как им хотелось бы, нечего делать в её родной Сибири и на её родном Дальнем Востоке. Да и другие наши регионы нужнее США, чццем России.
Но вспомните же, как бывало прежде!
«Русские идут!»
Мой друг, писатель Б. Шерметьев, посвятил походу наших эскадр документальную повесть. В ней много интересного. Конечно, он вспоминает сентябрь 1863 года. Обстановку в Нью-Йорке вблизи устья Гудзона.
На близлежащих к реке улицах бурлила толпа, люди шли не только по тротуару, но и по дороге. Каких только оттенков кожи не было у прохожих. Белая, чёрная, коричневая, жёлтая – десятки языков всех континентов. И вся эта масса людей спешила встретить эскадру адмирала Лесовского, пришедшую из России поддержать США против назревающей интервенции Франции и Англии. То же самое происходило на западном побережье, куда к Сан-Франциско причалила русская Тихоокеанская эскадра адмирала Попова.
Первым в бухте Нью-Йорка бросил якорь фрегат «Ослябя». Некоторое время спустя рядом стали фрегаты «Александр Невский» и «Пересвет», корветы «Варяг» и «Витязь». Замыкал шествие клипер «Алмаз».
Корабли имели парадный вид, словно не было позади более чем двухмесячного плавания, штормов и бурь. Судовые оркестры играли марши. Свободные от вахт члены экипажей во главе с командирами идеальными шеренгами выстроились вдоль бортов. Все были в новой, отутюженной форме. Смотрели весело. Лесовский был доволен внешним видом эскадры и экипажей, но лишних похвал не расточал, считая, что моряк – не барышня и в комплиментах не нуждается.
Как и положено, береговая крепость произвела салют российскому флагу. Эскадра ответила на приветствие залпами корабельных орудий.
Стоявший на берегу оркестр нью-йоркских волонтёров, немного фальшивя, исполнил гимн Российской империи. Чувствовалось, что музыканты только что разучили ноты.
С последними раскатами орудийных залпов к флагману эскадры ошвартовался небольшой пароход и по трапу поднялся американский вице-адмирал Гирам Пульдинг. Лесовский ждал его на шканцах.
Пульдинг отдал честь:
– Я рад приветствовать вас на американской земле. Это большое событие для нас. Добро пожаловать!
Он протянул руку русскому флотоводцу. Тот с чувством пожал её.
– Я тоже рад нашей встрече. Надеюсь, вас не коробит вид этих трёхсот орудий, – обвёл рукою свою эскадру Лесовский.
– Что вы! Война есть война… От лица властей штата и федерального правительства смею заверить, что нами будет сделано всё, чтобы ваше пребывание в Штатах было приятным.
– Рад слышать. Надеюсь, дружба наших народов получит дальнейшее развитие.
– Безусловно, сейчас мы открываем новую страницу в истории, – с важным видом подтвердил Пульдинг. – Отпускайте своих матросов на берег. Вас там очень ждут…
«Русские идут!» – этот клич опережал толпу, и на каждом новом перекрёстке моряков встречали желающие взять автограф, пожать руку или просто прикоснуться к ним…
Так оно было. А потом началась «новая история». И теперь многие президенты США прилагают огромные усилия, чтобы сделать из России страну-изгоя. Ту самую Россию, которая не раз помогала им в их становлении и развитии, борьбе за свободу и демократические ценности.
Вадим Кулинченко,
капитан I ранга в отставке, ветеран-подводник,
Купавна, Московская область