Чего ожидать от Британии с её непомерными амбициями и былым величием?
В канун принятия Трампом решения об ударе по Сирии вдруг выяснилось, что британскому премьеру Терезе Мэй недостаточно доказательств по «химатаке» в сирийской Думе. Со Скрипалями ей достаточно, а тут, вишь ты, чего-то не хватает. Правда, через пару дней леди передумала и в обход парламента направила в помощь американцам четыре истребителя «Торнадо» для ударов по Сирии. Ничего нового: Британия раз за разом показывает миру свою суть – прирождённого поджигателя войн и конфликтов.
Как говорится, «англичанка гадит». И уже многие века… Тактика британцев всегда была проста: отсиживаясь на своём (как они считали, неприступном) острове, столкнуть лбами других, а самим получать выгоды, иногда участвуя в отдельных мероприятиях, в торговле оружием. А потом, ближе к концу конфликта, принять участие в дележе призов и ограблении проигравших. Так происходило и в Наполеоновских войнах, и в Первой мировой войне, и во Второй. 22 июня 1941 года Уинстон Черчилль вошёл в палату общин с восклицанием: «Мы спасены!» О возможности сговора Британии с Гитлером против будущего союзника – СССР, скорее всего, могли бы свидетельствовать результаты переговоров англичан с Гессом, но эти материалы не обнародованы, хотя и прошли уже все сроки рассекречивания.
Или вот Фултонская речь отставного Черчилля. Обычно её подают как объявление холодной войны западного мира против СССР. Это так, но для Черчилля главное было в другом: столкнуть в непримиримой борьбе США и СССР, чтобы отвлечь Америку от вмешательства в дела подгнившей Британской империи. Ведь тогда шли бурные национально-освободительные процессы в главной сокровищнице империи – Индии.
Первой цели достичь удалось (туповатого Трумэна оказалось провести легче, чем мудрого Рузвельта), и через некоторое время антисоветская истерия в Штатах дошла до того, что Форрестол (министр обороны США) с криком «Русские идут!» сиганул из окна небоскрёба.
Второй цели достичь не получилось: в 1947-м Индия стала независимым государством. Черчилль не осознал того, что понял президент Вильсон ещё в Первую мировую войну: «Время колониальных захватов прошло, наступило время финансового порабощения». США зарабатывали на этом весь ХХ век, на том стоят и сегодня. Британия же продолжает применять привычные методы разжигания конфликтов, которые раньше приводили к трагедиям (пример – убийство императора Павла I), а нынче удивляют мир политклоунадой Бориса Джонсона и рассчитанным вздором Терезы Мэй. За подобным – жуткая слабость и лицемерие Британии.
Вспомним битловский припев: «Йеллоу субмарин, йеллоу субмарин!» Кто-то где-то видел жёлтую подводную лодку? Но у битлов это была насмешка над попыткой Британии корчить из себя великую державу. В английском слово йеллоу (жёлтый), как и чикен (цыплёнок), – это насмешка над слабым. Болельщики на трибунах кричат «Чикинз!» в адрес проигрывающих. Сегодня у якобы великой Британии есть две исправные подводные лодки, три боевые авиагруппы и немного ядерного оружия не первой свежести.
В очередь на замещение слабеющих держав выстраиваются другие, например, Индия и Бразилия. Но главным претендентом на вхождение в обойму великих может стать единая Корея. Почему? По территории она равна Британии, по населению, экономике, технологическому развитию – выше. «Отсталая» КНДР создала такое ракетно-ядерное оружие, что все лишь ахнули. Две части Кореи расположены в самом центре быстроразвивающегося региона – Тихоокеанского, «со спины» прикрыты двумя великими ядерными державами – Россией и Китаем...
На фоне быстротекущих событий политологи и геополитики почему-то не особо замечают и другое изменение: кончается эра великих морских держав, возвращается после многовекового перерыва эпоха великих континентальных держав. Но как только вступит в строй скоростная железная дорога Пекин–Москва–Берлин, это станет ясно всем. Будут не только нынешние, но и другие великие державы, а некоторые, как Британия, могут вовсе уйти в тень. Но ещё не раз подгадят.