Постановщик фильма Шон Бейкер – автор ряда сексплуатационных картин, сочувствующих нелёгкому труду работников секс-индустрии, посвятил очередную картину проститутке, работающей в нью-йоркском стрип-клубе, посетители которого могут увести девушку в занавешенную кабину или комнату, чтобы заняться сексом – без проникновения или с оным.
Анора (узбекский вариант известного персидского имени Анара) – одна из таких девиц, знакомая с русским языком, из-за чего её сводят с клиентом из России, двадцатилетним оболтусом, оказывающимся сыном олигарха. Тот арендует её на целую неделю, и полчаса экранного времени они в разных позах совокупляются в местном особняке его папы, после чего он предлагает ей сочетаться законным браком и получает согласие. Узнавшие об этом родители раздолбая отправляют троицу заокеанских прислужников (двух карикатурных армян с русским молодцем) осадить недоросля и вылетают в Штаты на бизнес-джете. Те пытаются схватить молодожёнов, однако свежеиспечённому мужу удаётся сбежать, новобрачная же остаётся в плену под неравнодушными взглядами третьего охранника, упорно сопротивляется давлению, затем вместе с ним в течение экранного часа рыщет по злачным местам Брайтона в поисках беглеца и находит того обкуренным, как говорится, в лёжку. К этому моменту до самых несмышлёных зрителей должно дойти, что хеппи-энд в духе «Золушки» не наступит, но режиссёр будет ещё час тянуть время, дабы в последние минуты провести элементарно предсказуемую перестановку любовных векторов.
Причина, по которой каннское жюри отдало предпочтение столь пустой и пустяковой картине, очевидна – в этом году его возглавляла влиятельная сценаристка/режиссёрка пары десятков «женских» лент Грета Гервиг, остальные же претенденты на главный приз, похоже, вызвали противоречивую реакцию жюриоров. Но интересно другое: по множеству благоприятных отзывов легко заметить, что на оценках фильма сказалось харизматическое влияние атмосферы топового, мирового аж киносмотра. Одни рецензенты безропотно приняли решение высоких каннских судей, другим, преимущественно нашим, понравилось особенно значимое на фоне «отмены русской культуры» участие сразу четырёх российских актёров (Марка Эйдельштейна, Юрия Борисова, Дарьи Екамасовой и Алексея Серебрякова), третьи увлеклись экранной эротикой, пропущенной в прокат минкультовскими цензорами, в своё время зарубившими обладателя Гран-при Роттердама, «Клип» Майи Милош, и закрыли глаза на разрушительные сценарно-режиссёрские пробелы. Почему, к примеру, олигарх с женой, прежде чем обратиться к посторонним, не припугивают сыночка отказом спонсировать его прихоти, не предлагают его новоявленной супруге откуп и на что рассчитывают, поручив дело прислуге? Само собой понятно, что ни физической силой, ни силой закона проблему мезальянса не решить, а следовать принципу «нет человека – нет проблемы» не решаются ни они, ни автор фильма, опасающийся выйти из лёгкого «драмедийного» жанра. А что движет Анорой – внезапно вспыхнувшая любовь или корыстный расчёт? А дешёвый приём с упомянутым выше конвоиром, включённым в сюжет как deus ex machina, чтобы не оставлять героиню соблазнённой и покинутой? Хоть приклеили бы ей заимствованную из прославленной феллиниевской картины заключительную улыбку, и вышло бы не так тривиально.
P.S. Сказанное не означает, что «Анора» заслуживает отторжения. Ничего дурного в этой безделице нет, а привлекает уже то, что задействованы интересные и хорошо играющие артисты. Конечно, никакие исполнители не в состоянии компенсировать строительные ошибки, но обеспечить фильму относительный успех в нынешнем отечественном прокате могут, тем более в сравнении с кассовым лидерством ужасающе тупого «Ужасающего 3», ведь секс всё же привлекательнее расчленёнки.
Другое мнение в статье: Русские ночи Аноры