Чтобы выйти к публике со спектаклем «Странная миссис Сэвидж», провинциальному театру нужно иметь отчаянную смелость. Видимо, художественный руководитель Павел Цепенюк и труппа Серпуховского музыкально‑драматического театра такой смелостью обладают, потому что свой четвёртый сезон они открыли премьерой именно этой лирической комедии.
Сценическая судьба пьесы Джона Патрика на редкость удачна. Не каждый вспомнит имя её автора, зато тех, кто в разные времена играл странную миссис Сэвидж, назовёт каждый театрал: и Любовь Орлову, и Фаину Раневскую, и Веру Марецкую, и Веру Васильеву.
Комедия была написана в 50‑х годах XX века. Сюжет её состоит в том, что вдова миллиардера Сэвиджа унаследовала огромное состояние, которое решила потратить, помогая разным людям осуществлять их заветные мечты. А ещё она хочет создать для этого «фонд счастья». Но взрослые дети Сэвиджа от первого брака упекают мачеху в частную психиатрическую больницу «Тихий приют». Там‑то и выясняется, что с психическим здоровьем у главной героини всё в порядке. Миссис Сэвидж, прижимая к груди плюшевого мишку, легко выставляет на посмешище своих алчных приёмных детей: сенатора, судью и легкомысленную Лили‑Бэл. Пациенты же больницы, напротив, оказываются чистыми и добрыми созданиями, не способными на подлости. В завершение всего выясняется, что миллиарды мужа миссис Сэвидж не потратила и не закопала, как она внушает окружающим, а обратила в ценные бумаги и спрятала в фигурке медвежонка.
Главную героиню в постановке Павла Цепенюка сыграла заслуженная артистка Российской Федерации Людмила Капелько. Её роль, впрочем, была заранее «запрограммирована»: в труппе всего шестнадцать актёров, большинство – молодые, и даму в возрасте играть в театре попросту больше некому. Искушённый зритель работой Людмилы Капелько остался не удовлетворён. Многие знаменитые сэвиджевские фразы терялись, было заметно, что текст пьесы (а это шестьдесят страниц) актриса учила впопыхах. Правда, после спектакля удалось выяснить, что у труппы на подготовку премьеры был всего месяц: совсем недавно в театре прошёл первый международный фестиваль. Но та «сырость» работы, которая не укрылась от въедливых глаз заядлых театралов, помнящих Веру Марецкую и Фаину Раневскую, на начинающем серпуховском зрителе никак не отразилась. Несколько статичное первое отделение сменилось более живым вторым, и зрители вместе с актёрами радовались смешным ситуациям и догадывались, где деньги. Как бы там ни было, актёры играли искренне. Рассказывают, что, доиграв до конца, Надежда Щербакова – медсестра мисс Вили практически упала от усталости, выйдя за кулисы. Анастасия Собина – красотка Лили‑Бэл – была убедительна и понравилась всем смотревшим спектакль, так же как и молчаливая Пэдди – Татьяна Чурикова, которая свою небольшую роль сумела сделать яркой и запоминающейся, хотя и слова‑то Пэдди произносит лишь в конце пьесы. Потенциал молодой энергии и динамики чувствовался в Татьяне Грабовской, сыгравшей Ферри, Екатерине Журавлёвой – Флоренс, Сергее Урганскове – Ганнибале, Дмитрии Глухове – судье. Роль доктора досталась Рамилю Азимову. Впервые на сцену в спектакле вышли Павел Мамонов, сыгравший Джефа, и маленькая Даша Лаговская. Несколько не удался образ сенатора Никите Селедцову. Видимо, играть «безумство умных» богачей не так легко, слишком много было в созданном им образе от клоунады.
Но зрительный зал (а он был полон) недоработки актёрам от души простил. Некоторые зрители, выходя, пожелали даже посмотреть эту комедию ещё раз, чтобы увидеть игру труппы уже с учётом опыта премьеры. Впрочем, в этом сезоне театр приготовил серпуховичам ещё одну премьеру – комедию «Моя жена – лгунья» второго режиссёра Павла Лаговского. В этом спектакле можно увидеть не занятую в «Миссис Сэвидж» часть актёрского состава: Алексея Дудко, Ангелину Конкину, Сергея Кирюшкина и Ольгу Синельникову.
Две комедии для одной осени – не много ли? На пресс‑конференции, которая состоялась в театре накануне открытия, кто‑то из журналистов даже спросил: не связан ли выбор пьесы о добродушной миллиардерше с мировым финансовым кризисом?
– Нет, – отшутился Павел Цепенюк, – кризис догнал нас в процессе работы над спектаклем.
Тем не менее Серпуховский филиал Сбербанка России откликнулся на пьесу по‑своему, полностью «выкупив» один из спектаклей, чтобы показать своим сотрудникам историю о добродушной миллиардерше и о победе над алчностью и злом. А значит, «сработала» «Миссис Сэвидж», и даже стала своеобразным лекарством для души в период неопределённости.