Все животные равны, но некоторые животные равнее других.
Дж. Оруэлл. Animal Farm
Бессмертная фраза классика скрашивает своей мудростью несправедливости, которые поджидают тут и там. Несправедливо – когда именно тебе задерживают зарплату, несправедливо – когда именно тебя увольняют с работы, несправедливо – когда твою машину запирают во дворе, и, вынужденный ехать на метро, ты думаешь, что все эти граждане и гражданки ополчились именно против тебя. Конечно, всё это и многое другое неправильно, кто спорит, в таких случаях хочется обвинить всех и во всём, иногда даже можно, для разрядки, но не надо перебарщивать…
На днях москвичи услышали «кризисную» новость: все новости, что мы сегодня слышим, делятся на две категории – кризисные и все остальные, к сожалению, последние не всегда в большинстве. Так вот, мэр столицы Ю. Лужков сообщил, что окончание одной из самых успешных и «гладких» городских программ – снос ветхих пятиэтажек – переносится со следующего года на год 2011-й. Назвать новость радостной трудно, но и сгущать краски в нагнетании масштабов и последствий не стоит. Что означает данное решение городских властей? Ясное дело, «все под кризисом ходим», и даже великая и могучая наша столица вынуждена несколько более внимательно и критично относиться к своим расходам в ближайшее время. У тех людей, чьи дома должны были быть снесены по программе в этом году, больше всего разочарования, но в той экономической ситуации, в которой оказались все мы, стоит задуматься о том, что «все животные равны», и, между прочим, правительство столицы идёт на максимальное урезание расходов на содержание всей бюрократической машины: к минимуму сведены организационные расходы, отменены премии и многое другое.
Если задуматься о том, каковы последствия кризиса в долгосрочной городской политике, то получается, что её основы останутся нетронутыми, приоритеты – будут и есть все так же в авангарде к выполнению. Главные задачи, поставленные перед стройкомплексом и закреплённые в Генплане развития – строительство социального жилья для многодетных, молодых семей, льготников, снос ветхого жилья, пропорциональное наращивание социально-бытовой инфраструктуры – садов, школ, больниц, досуговых центров, развитие дорожной сети мегаполиса, – все так же остаются обязательными для выполнения.
Заявление мэра о том, что сроки завершения сноса ветхого жилья корректируются, – просто трезвый и максимально реалистичный взгляд на бюджетные расходы, но не расписка в несостоятельности программы. Отрицать временные трудности бессмысленно, а врать – просто некрасиво, лучше оценивать здраво, причём как на уровне городского управления, так и на уровне каждого конкретного человека. Если, скажем, вам в такое непростое время предложат работу с баснословной зарплатой, которая намного превышает вашу нынешнюю, – вы согласитесь на смену работы? Кто-то рискнёт (где наша не пропадала, извечное русское «авось»), а кто-то подумает: а стоит ли терять стабильную и приличную зарплату-синицу ради баснословного журавля, который может и улететь?
Со сносом устаревшего ветхого фонда та же самая история. Лучше пожить в пусть и менее комфортной, но привычной пятиэтажке на годик подольше, чем остаться вовсе без ПМЖ. Хрущёвский «шалаш» лучше, чем ничего. Новое жильё никуда не денется от москвичей – обитателей пятиэтажных домов, но лучше ждать нового жилья, оставаясь с крышей над головой. Здесь мы подходим к щекотливой теме как раз о «несправедливости». Так как многие программы городского строительства работают в плановом режиме и то, что должно быть сдано по графику в 2009-м, будет сдано, невольно возникает вопрос: почему одни программы «равнее других»? Ответ прост, надо только вспомнить, что это за программы. Это строительство жилья для обманутых соинвесторов – людей без хоть какого-то крова; строительство жилья для многодетных семей, которые подчас вдесятером ютятся в однушке; реализация важнейших дорожных проектов, таких как развязка на Соколе, реконструкция Крестовского путепровода или Метрогородка. Также стало известно, что до конца 2009 года инвалиды, участники Великой Отечественной войны и семьи погибших, живущие в Москве и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, получат квартиры. Даже из самых важных программ пришлось выбирать самые-самые важные, и нужно не быть в такой ситуации эгоистами, взывая к справедливости. Многодетная семья или ветеран войны – разве вы не пропустите такого претендента в очереди, не уступите место?
Если посмотреть на программу сноса ветхого жилья не с точки зрения отдельно взятой семьи, а в масштабах города, то ситуация внушает оптимизм: например, жителей Южного и Западного округов Москвы вообще не волнует проблема сноса ветхого жилья, ибо они давно переехали в новые комфортные квартиры с большей площадью, чем старые. Недавно было принято решение о расширении реконструкции кварталов в Новогирееве – решено пустить под молоток весь район, это более целесообразно. Строители спешно навёрстывают отставание в Северном округе. Несмотря на трудности и неудобства строительства в центре города, сносятся и расселяются общежития в ЦАО. Ю. Лужков прокомментировал перспективы программы: «Будем приступать к сносу пятиэтажек блочных – эта программа правильная, и мы по ней пойдём». То есть ещё и строятся смелые планы на будущее!
Вообще самое важное сейчас – оптимизировать процесс, найти механизм, позволяющий увязать очень много факторов: оставить переселенцев в районе проживания, не выселить за МКАД и в «чисто поле», соблюсти социальные параметры будущего места проживания – чтобы там были садики, школы, парки, магазины, места для парковки, не нарушить мораторий на точечную застройку и так далее. Это всё обязательные условия, программа минимум, потому что столичные власти не могут кое-как подходить к формированию городской среды, в которой жить будущим поколениям. Ведь если нынешние «хрущёвки» строились в 70-е, а живут в них уже внуки получателей квартир, то возможно, что не одно поколение next будет жить в возводимых сегодня домах. Задача руководства города – создать наиболее комфортную инфраструктуру, да и само жильё, чтобы в нём можно было жить долго.
Сколько факторов нужно увязать воедино, да ещё сроки, объёмы и кризис! Тут невольно голова пойдёт кругом, потому решено не гнать лошадей, а, сохраняя приоритет, генеральную линию развития столицы, чуть более осторожно делать прогнозы. Вспоминается старая народная мудрость: «Как сделать хорошо? – Сначала сделать плохо, а потом вернуть, как было» – так же и сегодня, когда утихнет кризисная метель, с новыми силами воспрянут самые стабильные городские программы. Дело в том, что такая у людей привычка – воспринимать хорошее как должное, иногда даже не замечая, как само собой разумеющееся, а плохое – как личное оскорбление. Но это не совсем правильно, трудности в мировой экономике и коррективы городской политики не направлены против лично каждого из нас. В трудную минуту надо просто выстоять. И столица это сделает.