Перейти к содержанию
  Суббота 30 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    24 апреля 2019 г.
Литература Библиосфера

Антилитература Сергея Мнацаканяна

24 апреля 2019

Сергей Мнацаканян. Рваное время – Антилитература. 

– М.: Изд-во «МИК», 2019. – 405 с. (Авторская серия «Русский палимпсест»). – 2000 экз.


Как писать об этой книге, когда сам автор не нашёл ей более точного определения, чем «антилитература»? То есть нечто иное, чем то, к чему мы привыкли.

Книга начинается с авторских воспоминаний об отроческих годах, «моих пятидесятых» ХХ века. Садовое кольцо тех времён, где почти нет машин, Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, жёлтый дом на Садовом кольце с подъездом, выходящим на тогдашнюю Четвёртую Мещанскую… Одним словом, забытые, но реконструированные по памяти приметы давней жизни.

И в эту, казалось бы, традиционную мелодию воспоминательной прозы врывается безумный мир современной цивилизации. Героями книги становятся «литературные негры», ненаписанные сюжеты, встреча с цензором, отголоски давних литературных собраний, воспоминания о певце Востока Морисе Симашко и городском гении Юрии Трифонове…

В состав книги вплетены яркие и содержательные эссе, посвящённые крупным именам мировой культуры – здесь портреты Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Эрнеста Хемингуэя, Валентина Катаева, Исаака Бабеля, Джерома Сэлинджера, последняя тайна «Чёрного квадрата» Малевича, мелочи литературной жизни и серьёзные мысли о ней. Забавны размышления об истории литературного пьянства «Чёрная роза в бокале». Серьёзен поднятый автором разговор о судьбе бумажной книги и её противостоянии с цифровым текстом в эссе «Мозаика книжника»… Хочется особо отметить, что иные из словесных портретов, показанных автором, и поднятых им проблем впервые появились на страницах «Литературной газеты».

Так всё же почему «Антилитература»? А потому что этот том полностью вырывается из жанровых понятий, не укладывается в прокрустово ложе дневника, романа, поэтической книги и т.д. Можно продолжать по своему усмотрению. Это настоящая большая книга вне жанров – по сути, взрывная смесь из эссе, воспоминаний, обрывков поэтических замыслов, небрежно вброшенных в текст метафор, далее можно продолжать по своему усмотрению. Я бы мог определить эту книгу как литературное событие, чтобы не сказать литературный скандал, хотя сегодня события в литературе мало что определяют – у общества слишком много неразрешимых проблем помимо литературного творчества…

Автор – намеренно, часто не очень политкорректно – провоцирует, мистифицирует, раздражает, бросает вызов читателю. Он пишет о намеренном «Бегстве от гениальности», свойственном сегодняшним творцам, прощается с героями своей молодости: Лёнечкой Губановым и ушедшей из жизни в конце прошлого года первой любовью Губанова – Алёной Басиловой. В каком-то смысле перед нами протестная книга – направленная против шаблонов, инерции, застойного мышления, привычек и стереотипов…

Я обратил внимание на то, что эти разрозненные фрагменты, сюжеты, отрывки не объединены итоговым содержанием книги. Этого книжного атрибута попросту нет. То ли места не хватило, то ли что-то ещё? В самом конце книги сам автор отвечает на вопрос так: «Эта книга по замыслу автора может читаться, начиная с первого абзаца до конца, а может открываться с последней фразы и читаться в обратном направлении, а также с любого случайно выбранного фрагмента на любой странице… Одним словом, голограмма!» Эта авторская ремарка многое объясняет. К чему содержание, когда всё, как в жизни, – без начала и конца… Не к строчке ли Александра Блока снова обращается автор: «Мир без начала и конца…»

И вместе с тем в книге постоянно присутствует необозначенный сюжет, психологическая линия, которая объединяет разрозненные фрагменты книги, её высказывания, её поэтические строки… То есть мы помимо своего желания вовлечены в некую таинственную атмосферу, объединяющую этот разорванный на части мир.

Книга завершается высказываниями известных поэтов и прозаиков последнего полувека, посвящённых автору книги. В их числе Александр Аронов, Андрей Вознесенский, Евгений Винокуров, Андрей Дементьев, Вадим Рабинович и многие другие известные литераторы, с которыми так или иначе дружил и дружит автор. Как мы видим, ничто не пропадает в мире, о чём, к слову, тоже пишет создатель этой уникальной книги.

Вениамин Архипов

 

Сергей Мнацаканян
86
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Когда уходит старый товарищ…

21.08.2021

Доцифровая эпоха (реквием по поэту Сергею)

04.08.2021

Прощание с Мнацаканяном

15.07.2021

«Талантливый, пристрастный человек, добрый друг, яркий поэт...»

13.07.2021

Почтили Мнацаканяна

13.07.2021

Доцифровая эпоха (реквием по поэту Сергею)

217 голосов

Обожжённая душа

51 голосов

Сергей Мнацаканян. Прекрасные люди, или Мемуары старого москвича

35 голосов

Тамыр

32 голосов

«Талантливый, пристрастный человек, добрый друг, яркий поэт...»

31 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Писатель Сериал Утрата Писатели
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты