Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Антреприза – антитеатр

01 января 2007

ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА

Сергей ТЮНИНВо времена моего детства было принято в воспитательных целях водить детей в театры. Для повышения культурного уровня. Помню, я ждала дня похода в театр, как праздника, и возвращалась оттуда потом вся насыщенная эмоциями и окультуренная по максимуму…

В нынешний театр детей лучше не водить. Потому что культурный уровень ребёнка после просмотра какого-нибудь спектакля может сильно понизиться. В любом случае, прежде чем отправлять чадо на какую-то современную постановку, лучше предварительно сходить и отсмотреть это действо без ребёнка. Или хотя бы навести справки. Даже если название классическое: «Недоросль» или «Ревизор»… То, что вы читали когда-то в книжке или проходили в школе, может оказаться в современном театральном воплощении принципиально иной историей. Герои будут материться как сапожники, раздеваться и изображать сексуально-эротические телодвижения непонятно по какому поводу, а Хлестаков вполне может оказаться любовником Осипа… Короче, в нынешний театр без заранее произведённой разведки детей лучше не водить.

И если в репертуарных театрах ещё можно при желании отыскать спектакли, преследующие своей целью окультуривание зрителя, то на спектакли театральной антрепризы и с разведкой лучше даже не соваться.

Современная антреприза – это явление антикультурное, смысл которого прост и очевиден: «нарыть бабла». Причём «не заработать денег», а именно «нарыть…». Продюсерами антрепризных компаний, как правило, являются люди, не имеющие театрального образования, пришедшие сюда из мира бизнеса, обладающие своеобразной манерой общения и соответствующими привычками. Для них, например, вполне естественно не расплатиться с артистами после спектакля, отключить телефон, исчезнуть… А потом спустя какое-то время появиться как ни в чём не бывало, что-то наплести про болезнь троюродной тёти… Они очень забавно себя ведут, эти антрепризные продюсеры. Спектакль воспринимают как товар, пьесу – как сырьевую базу, артистов – как наживку. Это они ввели в обиход понятие «продаваемый артист». Не разноплановый, тонкий, комедийный и т. д., а именно «продаваемый». «Продаваемость» артиста определяется его медийностью, т.е. активностью присутствия персонажа в информационном поле. Скандалы, тусовки, прилюдные выяснения отношений, судебные разборки, смачно описанные жёлтой прессой, льют воду на актёрскую «продаваемость». Владение профессией, похоже, вообще не берётся в расчёт. На сцену театральной антрепризы выходят те, о ком говорят. Их имена мелькают на афишах и привлекают зрителя. Ведь в театре можно на них поглазеть вживую.

Хотя театр – это не кино. Тут все видны как на ладони. Поэтому продаваемых непрофессионалов надо, во-первых, подзвучивать, во-вторых, прокладывать артистами, владеющими профессией. В результате получается вместо спектакля винегрет, состоящий из простых добротных продуктов и дорогого, иногда дурно пахнущего деликатеса.

Пьеса берётся, как правило, похожая на анекдот. Причём лучше, чтобы этот анекдот был неприличным. И чтобы права на пьесу никому не принадлежали. А если пьеса всё-таки не свободна, то обязательно предпринимаются попытки обойти правообладателей. Или за минимальную плату приобрести максимум возможностей, вплоть до отторжения прав. Если же отторгнуть права не удаётся, то используется территориальный ресурс для сокрытия отчислений. Россия – очень большая страна.

Минимум репетиций, потому что это расходы на аренду сцены. Минимум декораций, потому что это грузовые перевозки. То, что я описываю, конечно, в полной мере присуще не всем антрепризам. Но отдельные черты, к сожалению, встречаются у всех. А есть и те, кто полностью подходит под данное моё описание. И если вы хотите культурно провести вечер, то лучше сходите в Макдоналдс на последний гамбургер, чем в театр на современный антрепризный спектакль.

На фестивале «Амурская осень» 2011 года в Благовещенске на конкурсе антрепризных спектаклей произошёл закономерный скандал. Во время просмотра спектакля «Шикарная свадьба» с участием Ольги Бузовой председатель жюри народный артист РФ Сергей Шакуров покинул зрительный зал на одиннадцатой минуте. «Это антитеатр!» – сказал он и вышел, хлопнув дверью. Но зрители остались…

И не существует в России закона, чтобы запретить это антикультурное явление – низкопробную театральную антрепризу.

Евдокия БОРОЗДИНА

Обсудить в группе Telegram

Евдокия Бороздина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS