Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 октября 2019 г.
  4. № 40 (6707) (02.10.2019)
Искусство Интервью

Аплодисментами не делятся

02 октября 2019

1 октября Москва простилась с выдающимся режиссёром, автором замечательных спектаклей, фильмов, книг народным артистом СССР, Героем Труда России Марком Анатольевичем Захаровым. Осиротел не только легендарный театр «Ленком», которым Захаров руководил с 1973 года. Его иронии и мудрости будет не хватать всем нам, даже тем, кому ни разу в жизни не посчастливилось увидеть знаменитое на весь мир творение Вознесенского–Рыбникова и Захарова «Юнона и Авось». Не стало давнего автора «ЛГ», в которой он публиковался ещё до того, как она стала еженедельником, – более полувека. Наша редакционная картотека, к которой мы обращаемся во дни торжеств и бед народныхё хранит множество пожелтевших карточек – Марк Анатольевич печатал у нас свои юморески (ещё до появления на 16-й полосе «Клуба ДС»), рецензии, публицистику, особенно в то время, когда сходил в политику – был народным депутатом СССР. В память о великом творце театрального дела, любимом авторе М.А. Захарове публикуем фрагмент одного из его многочисленных интервью «ЛГ» – фрагменты разговора с писателем Сергеем Литвиновым в 2003 году.

 

– В ваших методах управления нет ли каких-то мистических, магических чар?

– Скорее я верю, что у артиста – у хорошего артиста! – есть гипнотический дар: какие-то слабые, безвредные для здоровья дозы гипноза. Суперактёр помимо его мастерства ещё как-то воздействует на зрителя.

 – Только на зрителя или вы тоже подпадаете под эти чары?

 – Могу подпасть – вместе со зрительным залом, но тут я понимаю, что это особая температура зрительного зала. Особо успешный спектакль…

– А здесь, в кабинете худрука, артисты вас могут загипнотизировать?

– Как-то я об этом не думал… Но думаю, что нет. Скорее могут вызвать человеческое понимание в каких-то своих просьбах, проявив которое буду потом сокрушаться… Но случаев гипноза вне зрительного зала пока не замечал..

– Значит, ваша воля сильнее актёрской. И вы с их чарами справляетесь…

– Неоднозначно. Я справляюсь с ними с помощью компромисса.

– Кто-то из писателей, кажется Кундера, говорил, что для художника сотрудничество с режимом, тем паче тоталитарным, суть сделка с дьяволом…

– Тоталитарный режим, сложившийся после Ленина, исковеркал и деформировал нашу культуру… И если сейчас смотришь, например, полное собрание сочинений советской драматургии, где есть «Любовь Яровая» и «Оптимистическая трагедия» – вещи, написанные не просто грамотно, а даже талантливо, – понимаешь, что они всё равно не достояние общепланетарной культуры, литературы… Может быть, имеются малые исключения – например, вещи Платонова, частично Булгакова, Пильняка…

– Сейчас в России, кажется, как и в Голливуде, настало время ремейков… Вам, Марк Анатольевич, не хотелось «перепоставить» какой-нибудь ваш спектакль? Например, сделать ремейк прославленного «Тиля»…

– Знаете, есть такие события культуры, литературы, театра или кинематографа, которые произвели в своё время такое сильное впечатление, что стали общественными явлениями… Например, появление в журнале «Москва» «Мастера и Маргариты» – это была не просто литературная акция… Или «Андрей Рублёв» Тарковского… А сейчас время изменилось, возникла другая информационная насыщенность…

– То есть вы считаете, что невозможно вырвать спектакль из контекста той эпохи и «поселить» его в нынешнее время?

– Невозможно. Впечатление, полученное от спектакля, можно оценить только в контексте времени… Смотришь сегодня «Принцессу Турандот» – уже пятую, по-моему, редакцию – и понимаешь, что это гениальный спектакль, но… Всё равно гениальный спектакль для своего времени, для двадцать второго года… 

Тэги: Личность Народный артист Марк Захаров
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Сам романс выбрал его

    20.12.2023
  • Рыцарь

    30.08.2023
  • Дон Кихот Валуйский

    26.07.2023
  • В 60 лет жизнь только начинается!

    12.07.2023
  • Хотел как лучше

    06.07.2023
  • Нельзя поклоняться дьяволу

    218 голосов
  • Вечное движение Гёте

    100 голосов
  • Рыцарь Страны Советов

    96 голосов
  • Андрей Макаревич: «Я ненавижу конспирологию…»

    95 голосов
  • Чёткий

    91 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS