Презентация книги «Апокрифы Древней Руси» в зале книжного магазина «Библио-Глобус», уставленном изданиями вроде «Glamour-ная Камасутра» и «Камасутра Cosmopolitan», оставила необычное впечатление.
Главной звездой мероприятия был, несомненно, диакон Андрей Кураев.
– У меня есть своя эсхатологическая экзегеза, – сказал он. – Конец света наступит тогда, когда «Дом-2» покажут по телеканалу «Культура».
Он поведал также, видимо, в качестве апокрифической метафоры, что в годы Гражданской войны или вскоре после неё где-то в российской глубинке появилась икона Василия Чапаева…
«Википедия» определяет апокрифы как книги или истории «о предметах, содержащихся в Священном Писании, но не признанные Церковью боговдохновенными и даже иногда впоследствии запрещённые». Апокриф занимает срединное положение между каноном и ересью.
В новое издание книги «Апокрифы Древней Руси», выпущенное петербургским издательством «Амфора» в рамках серии «Александрийская библиотека», вошли предания о сотворении Адама, о потопе, о пророке Моисее, судах Соломона, «Сказание о царе Давиде», «Сказание о двенадцати пятницах», «Слово об Успении Богородицы», «Хождение Богородицы по мукам», а также «Книга Еноха», «Видение пророка Исайи», «Легенда о царе Авгаре» и рассказы о первых христианах-мучениках. Все они были в устной или письменной форме распространены в русских княжествах и позднее – на территории Московской Руси.
Культурная роль апокрифов состоит в том, что наряду с переводами канонических текстов они были, по выражению Д.С. Лихачёва, «литературой-посредницей», объединявшей средневековые Болгарию, Польшу, Чехию, Сербию и Русь.
– Апокрифы доводили церковные положения до простых людей. В этом их заслуга, – сказал один из ораторов.
Презентация прошла живо. Все места в зале были заняты. Закончили на 45 минут позже графика из-за шквала вопросов.
Как бы то ни было, я с трудом могу представить себе, чтобы средний современный обыватель, отложив Донцову, засел вдруг за чтение апокрифов Ветхого и Нового Заветов. Книга эта будет интересна, скорее, не слишком уж консервативным священникам, богословам, философам, культурологам и прочим гуманитариям.
Понравилась атмосфера, царившая на вечере. Так, всё тот же Кураев, представитель официальной Церкви, весьма благожелательно высказывался об издании апокрифов, к которым у Церкви традиционно было сложное отношение.
Успех этой презентации и хороший тираж книги – 5000 экземпляров – доказывают, что в России имеет место не только официальное, государственное «православное возрождение». В нашей стране есть люди, которым действительно близка подобная проблематика. При этом они не похожи ни на суровых аскетов, ни на агрессивных фанатиков. Нормальные весёлые люди.