Реальная культура: от Альтернативы до Эмо. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2008. – 325 с.
Литература о неформальных течениях в молодёжной среде всегда дефицитна и востребована. А как же иначе?! Мир бунтарского андеграунда отличается особо таинственной природой. Он, как alternative culture, появляется почти всегда неожиданно и практически в готовом виде – от базовых принципов до дотошных деталей в имидже адепта. И, наконец, молодёжная субкультура неизменно предстаёт как необратимый процесс, объективно возникающий в дряхлеющем обществе и делающий какое-то неумолимое, крайне важное дело. Все течения субкультуры молодых, будь то стиляги, панки, эмо-киды, рэперы, люберы, скинхеды и т.д., роднит общая цель – неприятие либо отдельных элементов общественного статус-кво, либо весь статус-кво в целом. Плюс – установка на свободу от общепринятых догм и норм, претензия на качественную и целесообразную инаковость. Молодёжные течения несут в себе семя вызова, бунтарства и революции. Принято считать, что так молодёжь реагирует на общественную несправедливость, ханжество и отжившие устои. Короче, субкультурно и смачно плюёт на все условности. И это впечатляет. Напрашивается даже смелый вывод о том, что РСДРП тоже была молодёжным движением, хитро законспирированным в имперском андеграунде. Ну да ладно, шутки в сторону.
По глубокому убеждению сведущих людей, все современные молодёжные движения, вплоть до их сленга и прибамбасной атрибутики, придумывают до мельчайших подробностей в закрытых учреждениях высокооплачиваемые специалисты-психологи по соответствующему политическому заказу. Это, как правило, умудрённые, видавшие виды старики с тремя гарвардскими или стэнфордскими дипломами и десятью посвящениями. Мы-то думаем: вот она какая, наша молодёжь-то, да она нам всем даст сто очков вперёд! А оказывается, там тридцать девять раз выверенная чьей-то опытной рукой и до миллиграмм рассчитанная наживка…
Книга Владимира Козлова «Реальная культура от Альтернативы до Эмо» – попытка дать относительно целостную картину внутримолодёжных идейных движений. Сам автор в большинстве случаев эти движения идеологиями называть ни за что не хочет, но это его субъективное право. Книга даёт определённое информационное представление об упомянутой субкультуре, представляя в каждой главе исторический, содержательный и сетевой (характерные выдержки из молодёжных интернет-форумов) срез той или иной характеризуемой тенденции.
Однако В. Козлов представляет информацию достаточно поверхностно и сыро, предпочитая сомнительный для серьёзного исследования газетно-публицистический стиль и то и дело сбиваясь на молодёжный сленг и нецензурные выражения. Последние подаются автором полностью, без многоточий. А чё там? О молодёжи ведь! Автор (без сомнения, человек достаточно осведомлённый в делах молодёжи) также исходит из либерального постулата-легенды о том, будто все байкеры, готы, граффитчики, металлисты, панки, растаманы, фанаты и прочие безобидные чудаки – явления не политические, не заказные (нет-нет!), а самосгенерированные на разноуровневой протестной основе в молодёжной среде.
Владимир Козлов не бесстрастен. Он откровенно и практически всегда выгодно становится на позиции молодых и глядит на их явные непотребства с отеческой улыбкой, а ту часть общества, которая не разделяет его симпатий, записывает в тупых и от всего шарахающихся «обывателей». Однако это – явная натяжка, охотно принимаемая на ура частью радикально настроенной молодёжи, но отнюдь не в кругу серьёзных исследователей и аналитиков.
Все авторские рассуждения не выходят за рамки опрощенчества и примитивизма. Та же молодёжь рассматривается в конечном счёте бездушно, холодно и безучастно. Причины появления протеста, его глубинное осмысление, действительно серьёзный анализ, увы, не даны. Каждая глава – набор фантиков, этикеток, хлёстких фраз, расхожих штампов и крикливых лейблов, но никакое не исследование (может, автор вовсе и не претендовал на него, но объём книги объективно предполагает что-то более серьёзное, чем получившийся сборник однородных статей на схожие темы). Реальные причины создания движений в молодёжной среде – а они, на мой взгляд, почти целиком кроются в духовно-религиозной сфере – обойдены молчанием как совершенно ничтожные. Между тем все эти движения, появившиеся когда-то на Западе и ныне внедрённые в Россию, дружно (хоть и в разное время) выступали против сложившейся «буржуазной морали» и её главных адептов – «обывателей». Что же это за мораль? Несомненно, речь идёт о многовековых нравственных устоях западного христианства. Пусть уже во многом ущербных, пусть пропитанных обмирщенностью и всеми ересями мира, но всё же… Молодые (а точнее, авторы и проектёры их движений) активно не приемлют именно христианство как таковое. Святости и чистоте противопоставляется апология греха: жестокости, свободы секса и смешения полов. То есть речь идёт о реакции на религию в целом, на её неприятие греха во всех его проявлениях. А обыватели в данном случае – это просто рядовые христиане, которые, как всегда, тупо недопонимают сладости расхристанной жизни.
Так что книга Владимира Козлова, увы, практически ничего не даёт думающему читателю – ни его уму, ни совести, ни тем более сердцу. Общая, глубиной в слой эпидермы информация (повторюсь, для полных профанов местами познавательная), погуливающий шалый матерок, цитаты из «безбашенных» молодёжных форумов и стойкое нежелание – или же неспособность – взглянуть на проблему более глубоко.
И как сами субкультурные молодёжные движения уводят своих приверженцев от реальных проблем, так и автор, увы, постарался увести своих читателей в бесплодные дебри необработанной информации.
Протоиерей , главный редактор журнала «Шестое чувство»