Апология вечной жизни, или Музею Гоголя – быть!
В 2009 году исполняется 200 лет со дня рождения великого классика русской литературы – Николая Васильевича Гоголя (1809–1852). Эта дата имеет всемирное значение – решением ЮНЕСКО 2009 год объявлен Годом Н.В. Гоголя.
В столице проводится активная работа по подготовке памятных торжеств. Сформирован московский план мероприятий, посвящённых 200-летию со дня рождения писателя. В подготовке юбилея принимают участие Департамент культуры города Москвы, различные комитеты, ведомства, общественные и благотворительные организации, средства массовой информации, учреждения культуры, науки, образования. В проведении юбилейных торжеств задействованы учреждения разного профиля деятельности и форм организации: от государственных ведомств до частных предприятий, что также свидетельствует о значимости и масштабности гоголевской даты.
Согласно московской программе, к 200-летию Н.В. Гоголя готовятся научные и культурно-массовые мероприятия: конференции и семинары (научно-практическая конференция «Н.В. Гоголь и современность», Девятые Гоголевские чтения «Н.В. Гоголь и русская литература. К 200-летию со дня рождения великого писателя»); циклы тематических литературных вечеров; благотворительные программы; круглые столы по вопросам гоголевского наследия; городской фестиваль фильмов-экранизаций по произведениям Н.В. Гоголя; конкурсы студенческих работ, смотры-конкурсы музеев; концерты, выставки и т.д. 10 марта откроется театральный гоголевский фестиваль. В качестве отдельного проекта выделена Неделя детской книги, посвящённая творчеству Н.В. Гоголя.
Статус международного проекта имеют Девятые Гоголевские чтения, которые пройдут в апреле 2009 года в Мемориальном музее – научной библиотеке «Дом Гоголя» (Никитский бульвар, 7а). В них, кроме российских исследователей, примут участие с украинской стороны – Полтавский университет им. В.Г. Короленко, с итальянской – Университет «Рома Тре» и Университет «Ла Сапиенса».
Этот дом – последнее пристанище писателя, где он прожил четыре года, нашёл заботу и понимание в семье близких ему людей – графа Александра Петровича Толстого и его супруги графини Анны Георгиевны.
А.П. Толстой занимал должность обер-прокурора Синода. Будучи чрезвычайно набожным, он способствовал усилению религиозных настроений Николая Васильевича. В «Выбранных местах из переписки с друзьями» к нему обращены семь писем-статей – больше, чем к кому-либо из других адресатов.
Ещё в 2005 году в Доме Гоголя начался капитальный ремонт с реконструкцией. Именно тогда было решено увеличить мемориально-музейное пространство в то время ещё городской библиотеки № 2, ведь собственно Гоголю были отведены лишь две комнаты в правом крыле главного дома усадьбы. Абонемент и фонды опустили на минус первый этаж, чтобы посвятить Гоголю первый и второй этажи. Администрация переехала в мансарду. Таким образом, полезная площадь дома увеличилась в два раза. Оформительские и реставрационные работы ещё продолжаются, они завершатся к открытию музея, запланированному на 27 марта этого года, – аккурат к юбилею, отмечаемому 1 апреля.
После стольких разговоров и словесных баталий в прессе по поводу создания музея Гоголя корреспондентам «Литературной газеты» захотелось пораньше разузнать, как будет выглядеть мемориальное пространство, и поделиться впечатлениями с читателями. Ведь Гоголь, как Пушкин, Достоевский и Толстой, – это наше всё.
Экспозиция начинается с правой половины. Перепланировка помещений проведена в соответствии с планом дома, существовавшим при Анне Георгиевне Толстой. Хозяева жили на втором этаже, писатель – на первом. Помещения обоих этажей представляли собой анфилады комнат. И если раньше в правом крыле первого этажа было только две комнаты, то теперь их, как и положено, – три. Первая комната – прихожая – предназначалась для слуги, вторая – приёмная, третья – спальня-кабинет. В левом крыле на первом этаже располагалась гостиная, следом за ней – комната, называемая теперь «комнатой памяти», а завершает анфиладу угловая комната – зал воплощений.
В соответствии с концепцией организации мемориально-музейного пространства, разработанной художником Леонтием Озерниковым, в каждой комнате выделен знаковый предмет, который обыгрывается подсветкой, различными элементами, музейными приёмами. По мнению Леонтия Владимировича, в жилище Гоголя должно быть что-то мистическое. В комнате слуги сундук обыгрывается как ящик Пандоры, из которого выскакивают гоголевские персонажи. Подставка под ним, сделанная из стекла, имитирует бричку.
Конечно, не на этом сундуке спал Семён, но изготовлен он в середине XIX века. Стоит заметить, что Дому Гоголя удалось собрать неплохую коллекцию подлинных предметов, однако их недостаточно для полного оформления интерьера, и какие-то вещи заменены предметами эпохи, но их назначение и количество соответствует описаниям интерьеров гоголевских комнат людьми, бывавшими у него в гостях.
В приёмной доминантой является камин, в верхнюю часть которого вмонтирована плазменная панель, передающая изображения сюжетов, героев, людей, посещавших писателя в последние дни. Это Матвей Константиновский, Екатерина Михайловна Хомякова, Александр Петрович и Анна Георгиевна Толстые – хозяева дома. Потрескивают дрова в камине, экскурсовод рассказывает об этом периоде жизни, от кресла падает тень склонённого Гоголя… Именно в этом камине он сжёг второй том «Мёртвых душ». Комната восстанавливается по описанию И.С. Тургенева.
В спальне главный предмет – конторка, за которой Гоголь работал стоя. Переписывал тексты, сидя за столом. Ходил по комнате, проговаривая свои произведения. Из других экспонатов – кровать, диван, ширма, зеркало, платяной шкаф… Положенное место займут иконы, к которым обращался Николай Васильевич.
Писатель жил скромно, поэтому и вещей в залах немного, и очень важно передать духовный и философический настрой, образы, чувства, мысли, сделавшие его произведения бессмертными. И в этом экскурсоводам помогут новейшие достижения музейной индустрии, используемые при оформлении пространства.
Переходим в левое крыло. В просторной гостиной – зал «Ревизора» – за несколько дней до смерти Гоголь читал эту пьесу артистам Малого театра. Инсталляции с их изображениями и образами героев пьес разместятся на стенах. Здесь будут рассказывать о театральных постановках по произведениям писателя.
Следующее помещение – комната памяти – здесь скончался Гоголь. Ключевое место – диван. Рядом круглый столик с лекарствами, посмертная маска. Это комната молчания. Поклонения. Кульминация осмотра. Великий повод задуматься, как ты жил, живёшь, что оставишь после себя.
Отсюда есть дверь в зал воплощений, но, скорее всего, вход туда будет через параллельный коридор, потому что негоже так резко переходить от катарсиса к другому акту, тоже повествующему о пути гения, но иначе.
По плану дома угловая комната квадратная, но в музейном решении зал воплощений – сферический. В центре – колонна, на которой висит шинель (из которой «все мы вышли»). На стенах полки с книгами, через трёх-четырёхуровневые инсталляции, пластику передан весь творческий путь писателя: украинский период, «Невский проспект», религиозная тема последних дней…
Второй этаж открыт уже сейчас. Там проходят музыкальные и литературные вечера и работает гуманитарный гоголевский читальный зал, оформленный в стиле библиотеки дворянской усадьбы. К юбилею на его стенах появится музейная экспозиция.
«Хозяйка» Дома Гоголя, его директор, кандидат педагогических наук Вера ВИКУЛОВА рассказала нам интересные подробности.
– Столичный Департамент культуры вложил много сил в ремонт библиотеки и создание музея Гоголя. Создание единственного в России полноценного музея писателя – задача весьма ответственная, все решения проводятся через учёный совет, в состав которого вошли ведущие учёные-гоголеведы, музейщики и культурологи. Постоянную экспозицию создаёт фирма «Музеум», которая выиграла конкурс, к работе подключены лучшие экспозиционеры, художники, искусствоведы, теоретики музейного проектирования. Проведена и ещё продолжается большая работа по реставрации предметов: мебели, книг, графики, металла и пр. Эксперты внимательно следят за подлинностью приобретаемых экспонатов. Специализированная лаборатория отвечает за спецэффекты (подачу света и звука). Все идеи, используемые материалы, предметы утверждает учёный совет. Объект особого внимания – комната памяти, её колористическое решение вызывало серьёзные споры, несколько раз этот вопрос выносился на обсуждение, пока, наконец, не пришли к согласию. И так утверждаем каждую деталь.
Личных вещей после Гоголя почти не осталось. В нашем музее находится чернильный прибор Трощинского, посмертная маска, фрагмент усадьбы дома в Васильевке, а также предметы эпохи. Некоторые копии мы заказываем в Историческом музее, в библиотеке по искусству, архивах, что-то покупаем у антикваров. Но самое ценное – стены дома, которые видели Гоголя. В комнате памяти до сих пор пахнет лекарствами!
Статус Гоголевского центра подразумевает три взаимодополняющих направления деятельности: мемориально-музейное, научно-исследовательское и библиотечное. Научная работа включает изучение профильной гоголеведческой тематики, взаимодействие с учреждениями науки, культуры и образования, архивные изыскания, подготовку и проведение ежегодной международной конференции «Гоголевские чтения», координационную и издательскую деятельность.
Помимо этого здесь проходят литературно-театрализованные встречи, литературно-философский дискуссионный клуб «В доме Гоголя».
Библиотечный фонд, собранный за многие годы, насчитывает 220 тысяч томов, у нас один из лучших нотных отделов и фондов по искусству. К тому же неподалёку Гнесинка и Мерзляковка, каждый день к нам приходят 300–400 читателей-студентов. Со временем библиотечные фонды «переедут» в соседний флигель, в 2012 году у арендаторов истекает срок аренды, и музей получит своё дальнейшее развитие. Оба флигеля старинной усадьбы будут служить сохранению памяти и творческого наследия писателя. Мемориальный комплекс не только станет центром культуры Москвы и России, но и укрепит свой международный статус.