Не только погода радовала нас в этот весенний месяц. В Москву на денёк заглянул японский пианист Цчида Садакацу с прелюдиями Рахманинова. И играл их в Рахманиновском зале консерватории. Цчида – ученик выдающегося российского пианиста Виктора Карповича Мержанова. Любознательные посетители консерваторских залов, конечно, заметили имена композитора и пианиста на мраморных досках золотых медалистов Московской консерватории. Виктор Карпович был инициатором создания Рахманиновского общества и очень многое сделал для Всероссийского, а затем и Международного конкурсов имени Рахманинова. Неудивительно, что его японский ассистент-стажёр серьёзно увлёкся сочинениями яркого русского композитора и даже стал победителем III конкурса. У него первая премия. Вполне заслуженная, как утверждали очевидцы и слушатели, особенно выделяя исполнение Садакацу Третьего концерта Рахманинова.
Новая встреча с молодым японским пианистом была интересной. Не каждый отважится играть в одной программе 24 прелюдии композитора. Признаюсь, я тоже сомневался в замысле. Но у Садакацу не случайная привязанность к Рахманинову. Он, как пояснил мне сам, в активном поиске духовности. Обучаясь в Московской консерватории, даже хотел принять христианство и поступить в Духовную академию. В музыке Рахманинова он находит серьёзные, глубокие основания своим претензиям. И в его интерпретациях при безукоризненной технике действительно привлекают качества мыслителя. Все прелюдии – как одно размышление, где всё взаимосвязано. Пианист, как немногие исполнители, абсолютно погружён в шторма и штили рахманиновских сочинений, он сам – их олицетворение, в голову не приходит, что это музыкант, выросший в условиях иной культуры, иной эстетики. Наверное, только подлинная музыка в талантливом прочтении способна так легко преодолевать национальные и прочие границы.
Продолжает удивлять и радовать дирижёр оркестра «Новая Россия» Евгений Бушков. На этот раз удачным исполнением «Реквиема» Верди. В версии Бушкова – очень внятной, ясной – всё привлекает. Он не страдает предпочтениями – и хор, и солисты, и оркестр в прекрасном взаимопонимании. Сам дирижёр весьма выразителен: скрипка сделала его руки «говорящими», они на равных с оркестром передают слушателям все тонкости происходящего на сцене. Государственная академическая хоровая капелла им. А.А. Юрлова (художественный руководитель Геннадий Дмитряк) удачно выбрана для этого замысла, прекрасны солисты – блестящее меццо-сопрано Даниэла Барчеллона, сопрано Кармен Джанатазио, тенор Сергей Семишкур и бас Эдуард Цанга (оба из академии Мариинского театра). И безусловное свидетельство успеха – внимающий каждому звуку зал.
Филармония продолжила вечера победителей конкурса имени П.И. Чайковского. Уж в который раз отмечаю – великолепный замысел. Но очень скромно продвигается. Хочется надеяться, что когда-нибудь мы услышим и Плетнёва, и Соколова. Надо заметить, что отсутствие того и другого в московских афишах очень влияет на представленный в тех же афишах уровень исполнителей-пианистов. Как их ни называй – звёздами XXI или даже XXV веков – суть от этого не меняется. А истина в том, что, как только исчезает «планка», заданная исключительно талантливыми музыкантами, общий уровень исполнения тут же падает, «заваливается» и устраивает только обывателей, навещающих концертные залы случайно, от нечего делать. Свято место пусто не бывает. Это правда. Жаль, что затянулись каникулы Плетнёва и не приезжает в Москву Соколов. Очень много развелось посредственных музыкантов, совершенно этим скорбным обстоятельством не смущённых и довольно нахальных. Однажды может показаться, что они и есть музыкальная культура. Талантливым ярким пианистам нельзя отсутствовать так долго.
В этом убедил и вечер виолончелиста Александра Князева/пианиста Бориса Березовского. Исполнялись сонаты для виолончели и фортепиано Р. Штрауса, Франка, Брамса. Полюс музыки в этом дуэте принадлежал виолончели. Александр Князев – редких способностей музыкант, выразительность его игры потрясает. Особенно впечатляют драматические коллизии сочинений. Князев и виолончель – одно целое, я не знаком с музыкантом, но когда слушаю его – полное ощущение откровенной беседы, такое достоверное представление себя через инструмент. Они действительно единое целое. Александр Князев считает своими духовными наставниками, где-то я это прочёл, Мстислава Ростроповича, Жаклин Дю Пре и Пьера Фурнье. Но у меня осталось впечатление абсолютной его собственной исключительности. Именно сейчас он особенно интересен. Наверное, и возраст, и опыт, и какие-то важные впечатления от жизни тому способствуют. Хочется слушать и слушать... Но и этот концерт, к сожалению, редкий подарок.
С конца апреля в Москве лучшие концертные залы опять в распоряжении Мариинского театра, его замечательного оркестра и маэстро Валерия Гергиева. Из того, что удалось послушать, отметил бы редко исполняемого в Москве здравствующего французского классика Анри Дютийе. Оркестр Мариинки весьма поэтично представил его «Мистерию момента». И все струнные, цимбалы и ударные были выше всяких похвал. А вот Седьмая симфония Малера получилась, на мой взгляд, какой-то торопливой и не очень продуманной, ощущение, что играли «с листа», может быть, устали на открытии фестиваля. Впечатляющими были выступления Вадима Репина и Юрия Башмета в благотворительном вечере оркестра – весь сбор от концерта и гонорары артистов организаторы фестиваля намерены направить на развитие музыкального образования во Владикавказе. Все бы знаменитые именинники так отмечали свои даты!
Виолончелистка из Германии Мари-Элизабет Хекер очень старательно играла Концерт для виолончели с оркестром си минор соч. 104 А. Дворжака. Получилось скучно. Вспоминался Князев. Восторг зрителей вызвали Ульяна Лопаткина и молодые солисты балета Мариинки – они изящно и высокопрофессионально воспроизвели лучшие балетные сюжеты от Петипа, Фокина до Лавровского-старшего и Ратманского. В общем, как на любом фестивале – что-то удаётся, а над чем-то ещё предстоит работать. Пожелание одно: не распространять билеты среди чиновников. Как светских, так и церковных. Вечно всё перепутают и испортят. Руководитель Федерального агентства по культуре г-н Швыдкой обращался к митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу «Ваше Преосвященство». «Трёх мушкетёров» начитался. Владыко, правда, не возражал. И сам отметился: позавидовав швыдковскому букету цветов для именинника, заметил во всеуслышание, что привёз ещё и лучше, но оставил в багажнике автомобиля. Зачем нам Галкин при таких-то «шутниках»...