Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Апрельскиесюрпризы

01 января 2007

СЕМЬ НОТ

Не только погода радовала нас в этот весенний месяц. В Москву на денёк заглянул японский пианист Цчида Садакацу с прелюдиями Рахманинова. И играл их в Рахманиновском зале консерватории. Цчида – ученик выдающегося российского пианиста Виктора Карповича Мержанова. Любознательные посетители консерваторских залов, конечно, заметили имена композитора и пианиста на мраморных досках золотых медалистов Московской консерватории. Виктор Карпович был инициатором создания Рахманиновского общества и очень многое сделал для Всероссийского, а затем и Международного конкурсов имени Рахманинова. Неудивительно, что его японский ассистент-стажёр серьёзно увлёкся сочинениями яркого русского композитора и даже стал победителем III конкурса. У него первая премия. Вполне заслуженная, как утверждали очевидцы и слушатели, особенно выделяя исполнение Садакацу Третьего концерта Рахманинова. 

Новая встреча с молодым японским пианистом была интересной. Не каждый отважится играть в одной программе 24 прелюдии композитора. Признаюсь, я тоже сомневался в замысле. Но у Садакацу не случайная привязанность к Рахманинову. Он, как пояснил мне сам, в активном поиске духовности. Обучаясь в Московской консерватории, даже хотел принять христианство и поступить в Духовную академию. В музыке Рахманинова он находит серьёзные, глубокие основания своим претензиям. И в его интерпретациях при безукоризненной технике действительно привлекают качества мыслителя. Все прелюдии – как одно размышление, где всё взаимосвязано. Пианист, как немногие исполнители, абсолютно погружён в шторма и штили рахманиновских сочинений, он сам – их олицетворение, в голову не приходит, что это музыкант, выросший в условиях иной культуры, иной эстетики. Наверное, только подлинная музыка в талантливом прочтении способна так легко преодолевать национальные и прочие границы. 

Продолжает удивлять и радовать дирижёр оркестра «Новая Россия» Евгений Бушков. На этот раз удачным исполнением «Реквиема» Верди. В версии Бушкова – очень внятной, ясной – всё привлекает. Он не страдает предпочтениями – и хор, и солисты, и оркестр в прекрасном взаимопонимании. Сам дирижёр весьма выразителен: скрипка сделала его руки «говорящими», они на равных с оркестром передают слушателям все тонкости происходящего на сцене. Государственная академическая хоровая капелла им. А.А. Юрлова (художественный руководитель Геннадий Дмитряк) удачно выбрана для этого замысла, прекрасны солисты – блестящее меццо-сопрано Даниэла Барчеллона, сопрано Кармен Джанатазио, тенор Сергей Семишкур и бас Эдуард Цанга (оба из академии Мариинского театра). И безусловное свидетельство успеха – внимающий каждому звуку зал. 

Филармония продолжила вечера победителей конкурса имени П.И. Чайковского. Уж в который раз отмечаю – великолепный замысел. Но очень скромно продвигается. Хочется надеяться, что когда-нибудь мы услышим и Плетнёва, и Соколова. Надо заметить, что отсутствие того и другого в московских афишах очень влияет на представленный в тех же афишах уровень исполнителей-пианистов. Как их ни называй – звёздами XXI или даже XXV веков – суть от этого не меняется. А истина в том, что, как только исчезает «планка», заданная исключительно талантливыми музыкантами, общий уровень исполнения тут же падает, «заваливается» и устраивает только обывателей, навещающих концертные залы случайно, от нечего делать. Свято место пусто не бывает. Это правда. Жаль, что затянулись каникулы Плетнёва и не приезжает в Москву Соколов. Очень много развелось посредственных музыкантов, совершенно этим скорбным обстоятельством не смущённых и довольно нахальных. Однажды может показаться, что они и есть музыкальная культура. Талантливым ярким пианистам нельзя отсутствовать так долго. 

В этом убедил и вечер виолончелиста Александра Князева/пианиста Бориса Березовского. Исполнялись сонаты для виолончели и фортепиано Р. Штрауса, Франка, Брамса. Полюс музыки в этом дуэте принадлежал виолончели. Александр Князев – редких способностей музыкант, выразительность его игры потрясает. Особенно впечатляют драматические коллизии сочинений. Князев и виолончель – одно целое, я не знаком с музыкантом, но когда слушаю его – полное ощущение откровенной беседы, такое достоверное представление себя через инструмент. Они действительно единое целое. Александр Князев считает своими духовными наставниками, где-то я это прочёл, Мстислава Ростроповича, Жаклин Дю Пре и Пьера Фурнье. Но у меня осталось впечатление абсолютной его собственной исключительности. Именно сейчас он особенно интересен. Наверное, и возраст, и опыт, и какие-то важные впечатления от жизни тому способствуют. Хочется слушать и слушать... Но и этот концерт, к сожалению, редкий подарок. 

С конца апреля в Москве лучшие концертные залы опять в распоряжении Мариинского театра, его замечательного оркестра и маэстро Валерия Гергиева. Из того, что удалось послушать, отметил бы редко исполняемого в Москве здравствующего французского классика Анри Дютийе. Оркестр Мариинки весьма поэтично представил его «Мистерию момента». И все струнные, цимбалы и ударные были выше всяких похвал. А вот Седьмая симфония Малера получилась, на мой взгляд, какой-то торопливой и не очень продуманной, ощущение, что играли «с листа», может быть, устали на открытии фестиваля. Впечатляющими были выступления Вадима Репина и Юрия Башмета в благотворительном вечере оркестра – весь сбор от концерта и гонорары артистов организаторы фестиваля намерены направить на развитие музыкального образования во Владикавказе. Все бы знаменитые именинники так отмечали свои даты! 

Виолончелистка из Германии Мари-Элизабет Хекер очень старательно играла Концерт для виолончели с оркестром си минор соч. 104 А. Дворжака. Получилось скучно. Вспоминался Князев. Восторг зрителей вызвали Ульяна Лопаткина и молодые солисты балета Мариинки – они изящно и высокопрофессионально воспроизвели лучшие балетные сюжеты от Петипа, Фокина до Лавровского-старшего и Ратманского. В общем, как на любом фестивале – что-то удаётся, а над чем-то ещё предстоит работать. Пожелание одно: не распространять билеты среди чиновников. Как светских, так и церковных. Вечно всё перепутают и испортят. Руководитель Федерального агентства по культуре г-н Швыдкой обращался к митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу «Ваше Преосвященство». «Трёх мушкетёров» начитался. Владыко, правда, не возражал. И сам отметился: позавидовав швыдковскому букету цветов для именинника, заметил во всеуслышание, что привёз ещё и лучше, но оставил в багажнике автомобиля. Зачем нам Галкин при таких-то «шутниках»...

Юрий ДАНИЛИН

Обсудить в группе Telegram

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS