Виктория Пешкова
Равель, Брамс и Ли Шаошень – такой изысканный, полный ярких контрастов «букет» преподнесли своим поклонникам, собравшимся 1 октября в зале «Зарядье», Российский национальный оркестр и Симфонический оркестр Уси.
В день рождения принято дарить подарки. 1 октября 1949 года была образована Китайская народная республика. На эту дату приходится и Международный день музыки (чем не символический «день рождения» Эвтерпы?), который отмечается с 1975 года. А, если праздник двойной, то и подарок должен быть под стать. Совместные концерты Российского национального оркестра (РНО) и Симфонического оркестра Уси – событие из разряда особенных даже в контексте насыщенной и разнообразной программы Перекрёстных годов культуры России и Китая 2024-2025. Первое выступление прошло в зале «Зарядье», второе состоялось двумя днями позже в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга.
Творческое сотрудничество коллективов началось ровно год назад, когда Российский национальный во время большого гастрольного тура по Китаю побывал в Уси. Древний город, основанный во II веке до нашей эры, не очень велик по китайским меркам, но по темпам развития, пожалуй, не уступит многим мегаполисам страны. Выступление РНО проходило в недавно построенном концертном зале с великолепной акустикой. На концерте оркестры выступили объединённым составом, исполнив произведения русских и китайских композиторов. Маэстро Александр Рудин и Дае Линь сменяли друг друга за дирижёрским пультом.
«Это был очень интересный опыт, – считает художественный руководитель и главный дирижёр РНО Александр Рудин. – Оркестр Уси существует всего два года, однако меня очень порадовала мотивированность и дисциплина молодых музыкантов. Мы успели подружиться, идея ответных гастролей родилась сама собой и получила поддержку мэрии города Уси и нашего министерства культуры. Хочется верить, что этот юный, амбициозный коллектив обретёт собственное лицо. Это нелёгкий путь, не каждому оркестру удаётся пройти по нему до конца, но у этих музыкантов есть для этого и потенциал, и серьёзная поддержка – специально для них строят концертный зал, выдающийся по акустическим характеристикам. Думается, что недалёк тот день, когда Симфонический оркестр Уси обретёт заметное место в мире музыкального исполнительства».
Несмотря на молодость, оркестр Уси успел совершить два зарубежных турне: в Великобритании он выступил в Лондоне и Манчестере, а в Японии – в Токио и Киото. Российские гастроли начались с Новосибирска, где музыканты произвели на искушённую сибирскую публику очень сильное впечатление. В Москве, как и год назад в Китае, Александр Рудин и Дае Линь «поделили» дирижёрский пульт.
В первом отделении маэстро Дае Линь дирижировал объединённым составом. Программа получилась максимально контрастной. Открыли её произведения Ли Шаошеня, одного из наиболее известных молодых композиторов Китая, написанные в традиционном национальном стиле: увертюра «Уси», невесомая и прозрачная, как кружение вишнёвых лепестков на весеннем ветру, и вторая часть симфонической сюиты «Летающие апсары» для соны и оркестра, получившая название «Вопрошая небеса», исполненная неукротимой энергии, которая присуща своенравным полубогиням, повелевающим облаками и водой. Судя по тому, как виртуозно владеет соной, китайским язычковым инструментом, дальним родственником гобоя, Чжан Цяньюань, эти своевольные красавицы не пожалели о том, что проделали такой далёкий путь в Россию. «Я очень люблю сону, – признаётся Чжан, – мы с ней нашли друг друга, когда мне было всего шесть лет. В нашей школе был оркестр, и когда до меня дошла очередь выбирать инструмент, осталась только она. Она меня дождалась – и с тех пор мы неразлучны. Для меня сона – инструмент радости, которой я могу с её помощью делиться с другими людьми».
Завершил первое отделение Концерт № 1 для фортепиано с оркестром соль мажор Мориса Равеля. Слушать Николая Луганского – наслаждение особого рода. Ты заранее знаешь, что музыкант, строгий и собранный, снова уйдёт в тень композитора, которого исполняет, но каждый раз это происходит так, словно никогда ничего подобного ты не наблюдал. К тому же на этот раз присутствовала интрига – как сложится такой неординарный тандем. Сложился, сгенерировав в зале фейерверк эмоций. А на бис пианист порадовал поклонников Clair de Lune Дебюсси. «Пример китайских музыкантов достоин уважения, и его многим стоило бы взять на вооружение, – считает Луганский. – Они не устают учиться у других культур, внимательно изучают творчество российских и европейских исполнителей и постоянно двигаются вперёд».
Во втором отделении оркестр Уси под руководством маэстро Рудина исполнил Симфония № 1 до минор, ор. 68 Иоганнеса Брамса. Это был выбор оркестра, времени для репетиций оказалось не так много, но китайские музыканты показали себя с наилучшей стороны. Дае Линь, художественный руководитель и главный дирижер оркестра Уси, не скрывал своего волнения: «Это первые наши заграничные гастроли в полном составе. Для такого молодого коллектива, как наш, приглашение выступить в лучших залах Москвы и Петербурга – огромная честь. Мы очень переживаем, ведь мы играем с оркестром, обладающим не только огромным мастерством, но и необычайной палитрой звучания, но надеемся превратить это чувство в энергию, которая поможет нам двигаться вперёд. Мы хотим исполнять великие произведения гениальных композиторов – Бетховена, Брамса, Чайковского, Рахманинова – и знакомить мировую публику с китайской музыкой. Меня очень трогает то, как глубоко понимает музыку российский слушатель, как искренне проживает те чувства, которые в неё вложены. Моя душа радовалась, чувствуя, как откликается зал на музыку моей страны. Ведь и русская музыка вызывает в моём народе сильный отклик. Это взаимопроникновение культур делает нас ближе и сильнее».
На бис оркестр из далёкого Уси исполнил фрагмент из второго акта «Лебединого озера», в том числе и горячо любимый публикой «Танец маленьких лебедей». Что ж, лебеди летают не хуже апсар, в облаках они как дома, да и без воды им не прожить. Наверное, потому им и было так легко понять друг друга.