Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Арбенин,Сарафанов –и мы

01 января 2007

ГОСПОДИН АРТИСТ

Олег Ханов в спектакле «Маскарад». В роли Неизвестного – Борис Круглов (слева)Сколько уж десятилетий прошло, Николай Мордвинов в лермонтовском «Маскараде» – перед глазами. Великая трагическая роль великого артиста. Персонаж из другой жизни. 

Затягивающей, завораживающей – но не нашей. Возможно, в ту пору зрелые люди воспринимали мордвиновского Арбенина иначе, я говорю о восприятии совсем молодого человека, о своём восприятии. «Маскарад» ставился у нас нечасто, и виденные спектакли не оставили следа в памяти. Хотя, конечно, я видел не всё.

На четвёртом фестивале «Гостиный двор» в Оренбурге «Маскарад» показали хозяева – Драматический театр имени Горького. Режиссёр Рифкат Исрафилов, художник Таи Еникеев, в роли Арбенина Олег Ханов. Когда эти три мастера работают вместе, каждый из них значит больше, чем если бы он был отдельно. Хотя и отдельно каждый из них значит много. Но это разговор особый. 

Я не люблю спектакли, где режиссёр, найдя в классической пьесе что-то своё, начинает переодевать героев, переписывать, дописывать текст – лишь бы это своё стало очевиднее, нагляднее. 

«Маскарад» Исрафилова и Еникеева – весь в своей эпохе, и Арбенин Ханова – оттуда. Но в какой-то момент пьеса, читаемая скрупулёзно и уважительно, вдруг распахивается, что-то неуловимое происходит в атмосфере, интонации спектакля, и вы чувствуете, что далёкий Арбенин – рядом и спектакль – про нас. 

Как это про нас? При чём тут мы? Хочется возражать самому себе. Оглянитесь вокруг – где они, могучие страсти? Да просто понятия чести, достоинства растворяются в беспредельном нашем пространстве, а понятия измены, мести они есть, конечно, только на каком-то совсем ином уровне. Всё так, но Арбенин-то Ханова вот он, рядом, глаза в глаза. Спектакль пробивается к нам отчётливым и горьким напоминанием, что понятия эти существуют в своём первозданном виде, не адаптированном для нынешнего обихода. И в том, что нам нужно об этом напоминать, – не вина времени, обстоятельств, бюрократов, коррупционеров, начальников. Нет, это прежде всего наша вина. 

Лермонтов сурово относился к своему времени, страсти его героев искажены, искорёжены. Но это такие искажения, когда человек, вдруг осознавший, что нравственные ориентиры им навсегда утрачены, теряет рассудок. Постепенное разрушение человека сильного ума и могучих страстей Ханов играет захватывающе. А вы думаете ещё и о том, что обманутое доверие, и возродившаяся надежда, и вновь обман – это десятилетия нашей жизни. Помнится, несколько лет назад знакомый драматург сказал мне: «Пишу пьесу под названием «Верю последний раз». Не знаю, дописал ли он пьесу, знаю, что жив и здоров, слава богу. А Фадеев застрелился. А Арбенин сошёл с ума. Так бывает, пусть крайне редко. И нельзя забывать, что так бывает. 

В финале спектакля – химеры, призраки, ад кромешный, а посреди этих последних видений угасающего разума – неподвижный, тихий Арбенин с остановившимся взглядом. И – мороз по коже. Страшно. 

...На том же фестивале Исрафилов показал «Старшего сына» Вампилова – дипломный спектакль Оренбургского института искусств, Сарафанова играл Марсель Рахматуллин. Студент третьего курса справился с возрастной ролью, доказал, что у него есть актёрское будущее. А через несколько дней студенческий спектакль шёл в Москве, на фестивале «Твой шанс», только Сарафанова играл Олег Ханов. 

Вампилов – это ведь тоже русская классика, давайте называть вещи своими именами. Но Сарафанов сразу после Арбенина... Это как же надо себя перенастраивать... Но вот смотришь спектакль и понимаешь: Ханов вовсе не перенастраивался, просто и Арбенин, и Сарафанов – в человеческом содержании мастера, а пьеса «Старший сын», как всякая большая пьеса, способна к движению во времени и постепенному раскрытию новых смыслов. 

Мы привыкли к Сарафанову – маленькому человеку, который тоже имеет право на свой маленький кусочек счастья, и это в традициях нашего искусства. Человеку, которому так хочется услышать наше извечное: я брат твой. Или, как здесь, у Вампилова, – я твой сын. 

Сарафанов Исрафилова и Ханова – да, несостоявшийся музыкант, который вынужден играть на свадьбах и похоронах, хотя, глядя на него, думаешь: а может, ещё не вечер. Но дело даже не в этом. А в том, что Сарафанов в спектакле оренбуржцев – человек иного масштаба, чем тот, который, как я полагал, написан Вампиловым. Так мало ли что я полагал. А Вампилов, Исрафилов, Ханов доказали: можно иначе. Не исключён вовсе, да что там – необходим сегодня иной масштаб. 

Кто-то когда-то сказал: хороший человек – не профессия. Сказал правильно. Хороший человек – действительно не профессия. Хороший человек – это гораздо больше. Особенно явственно это понимаешь сейчас, когда на дворе – время прагматиков. Профессионалов много. Милосердие, сострадание, участие – вот без чего становится всё труднее дышать. Всё труднее дышать, когда честное слово перестаёт что-либо значить, а связи человеческие, дружеские, родственные приносятся в жертву химерам благополучия и успеха с лёгкостью необыкновенной. 

А Сарафанов Ханова – не просто хороший человек. Он ещё обладает силой, способностью притягивать, собирать вокруг себя других хороших людей, которые до этого ходили мимо друг друга в каждодневной суматохе и суете. И когда в финале Ханов говорит: «Вы мои дети, потому что я люблю вас», – это послание не только тем, кого он на сцене обнял. Это послание в зал, заполненный почти целиком молодыми людьми, – послание, рождающее живой и сильный душевный отклик. 

Я люблю российский театр и хочу, чтобы читатели «ЛГ» знали: в Оренбурге, в одном из известнейших театров России, работает один из лучших артистов России – Олег Ханов. 

Константин ЩЕРБАКОВ

Обсудить в группе Telegram

Константин Щербаков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS