Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Библиосфера

Ария случайного гостя

01 января 2007

ЛИТПРОЗЕКТОР

Карина БУЛЫГИНА

Самая распространённая реакция на чтение современных книг – вопросительная. Но не «что?», не «как?», а «зачем?» «Зачем это написано?» – вопрос сегодня столь же риторический, как «быть или не быть?», «что делать?» и уж тем более – «кто виноват?» Ответа не дождёшься.

Е. Барашкова в диссертации «Проблема русского национального характера в исторических произведениях А.К. Толстого» на соискание учёной степени кандидата наук пишет: «Творчество писателя сквозь призму жизненных обстоятельств и исторической обстановки его времени подробно рассмотрел Д.А. Жуков в своей монографии «А.К. Толстой», опубликованной в серии «ЖЗЛ». Автор подробно проанализировал малейшие движения души поэта и процесс формирования его мировоззрения. При этом он обратил внимание на интерес Толстого к особенностям русского национального характера и на «негодование» поэта, которое «относится к современной ему России». Добавим к этому, что работа Д. Жукова отличалась ещё и свойствами, напрочь отсутствующими в новом издании, – живостью мысли, динамизмом и неподменным авторским обаянием. Почему было просто не переиздать книгу, вышедшую в 1982 году и недоступную большинству нынешних немногочисленных читателей?

Зачем кураторам популярной серии понадобилась новая интерпретация? Разве взгляды Жукова на «движения души поэта» столь безнадёжно устарели? Или, может, кардинально поменялось со временем восприятие стихов о колокольчиках – «цветиках степных»? А может, всё дело именно в страстном, но отнюдь не пристрастном изображении Д. Жуковым идейной борьбы между западниками и славянофилами? Так это же самое привлекательное для читателя, особенно малознакомого с эпохой неутихающих дискуссий между авторами некрасовского «Современника», кошелёвской «Русской беседы» и аксаковского «Дня»! Идейные метания между «двумя станами» и бесконечные попытки встать «над схваткой» второго по рангу и первого по рождению Толстого с точки зрения исторической и литературоведческой – основа основ его и научной, и тем более беллетризованной биографии:

Двух станов не боец, но только гость случайный,
За правду я бы рад поднять мой добрый меч,
Но спор с обоими – досель мой жребий тайный,
И к клятве ни один не мог меня привлечь…

Новую книгу об авторе «колокольчиков», а также драматической трилогии: «Смерть Иоан­на Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис» и сатирической поэмы «История государства Российского…», расходившейся в списках, создал Новиков Владимир Иванович. Но не тот, у которого роман с языком и сентиментальный дискурс, а другой, его полный тёзка. Эта книга – в своём роде образец эстетической «теплохладности», идеологической бесстрастности и академической суховатости. Серия «ЖЗЛ» между тем всегда отличалась именно индивидуально острым авторским взглядом. Наверное, биография такого рода могла бы помочь школьным учителям, но в школе нынче не изучают ни «Князя Серебряного», ни афоризмов Козьмы Пруткова, к созданию бессмертного образа которого причастен А.К. Толстой. А для подготовки к ЕГЭ в книге – пусть изданной и в малой серии – «многа букаф».

Д. Жуков на сто процентов «отработал» особенности патриотического и романтического мировосприятия поэта. Иосиф Бродский, которому, казалось бы, поэт такого направления должен быть совершенно чужд, недаром ведь сказал об А.К. Толстом: «Учитывая происшедшее со страной в двадцатом веке, то, что его современники принимали за эскапистские или ностальгические мечтания, обернулось преду­преждением и пророчеством».

Вот оценки этих пророчеств применительно к актуальнейшим спорам о новой России и не хватает в книге В. Новикова. А иначе теряется смысл новой биографии поэта, о котором Владимир Соловьёв написал: «Истинный патриотизм заставляет желать своему народу не только наибольшего могущества, но – главное – наибольшего достоинства, наибольшего приближения к правде и совершенству, т.е. к подлинному, безусловному благу…»

Владимир Новиков. Алексей Константинович Толстой. – М.: Молодая гвардия, 2011. – 286 с. (Жизнь замечательных людей: Малая серия). – 5000 экз.

Обсудить в группе Telegram

Карина Булыгина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Издатели России к юбилею

    07.05.2025
  • Под мраморным одеялом

    01.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS