Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 июля 2020 г.
  4. № 30 (6746) (22.07.2020)
Невский проспект

Архиепископ и поэт

С русскими он беседовал с другого берега

22 июля 2020

В представителях известного рода Шаховских нетрудно запутаться. Например, Дмитрии. Оба – ветви знаменитой дворянской фамилии. Один (Дмитрий Иванович) больше на слуху: политик, общественный деятель, литератор. А другой – замечательный русский поэт, хотя в этой ипостаси известен он немногим. Человек необыкновенный и с необыкновенной судьбой. Речь об архиепископе Иоанне Сан-Францисском, в миру – князе Дмитрии Алексеевиче Шаховском.


Он учился в Царскосельской школе, жил в Петербурге. Потом вдруг оказался монахом на Афоне, а дни свои закончил далеко за океаном, в Калифорнии, куда его забросили бурные годы революции. «Чувство России, – писал он в своих воспоминаниях, – стало развиваться у меня с 10-летнего возраста. С благоговением и детской гордостью читал я в историческом повествовании, как во время Бородинского боя действовал у деревни Утица против маршала Даву корпус «егерей Шаховского». Тогда генерал-майор и командир егерей в Бородинской битве, прадед мой Иван Леонтьевич, стал в 1830-е годы одним из усмирителей Польши, а потом генералом аудиториата (высший чин юстиции в Русской армии). Император Николай I говорил о нём как о «своей совести». Его портрет, висевший у нас и показывавший все российские ордена, возбуждал во мне чувство России. Это чувство русскости у меня ещё более обострилось, когда мне стало известно, что наша семья ведёт своё начало от Рюрика».

Революция не дала ему возможности окончить Александровский императорский лицей, куда он поступил в 1915 году. «Помню эти дни, – пишет он в воспоминаниях, – я тогда жил на Фурштатской улице, напротив американского посольства (мысль о том, что я стану когда-нибудь американским гражданином, даже мухой не летала около меня). Помню, как с балкона этого посольства Родзянко произносил речь к толпе. Толпа стояла безмолвно. Никто, в сущности, не знал, как всё сделалось и что сделалось». Видел он и Ленина. И об этом написал:

 

Я помню, как в семнадцатом году

Пришлось мне часто ездить мимо дома,

Где человек с бородкой, незнакомый,

Сулил довольство, обличал беду.

Истории я не расслышал грома…

 

Гром грянул

Но гром грянул, в России началась Гражданская война. На юного князя обрушились страшные испытания. Ему пришлось проявить немалое мужество – побывать у Дзержинского, хлопотать за родную мать, которая в то время была в «Бутырке» и каждую минуту ожидала расстрела. И совершилось чудо: княгиню освободили.

Вскоре Шаховской оказывается добровольцем в белой армии. «Наш небольшой отряд направили в только что взятую станицу Константиновскую, – вспоминает он. – Мы маршировали по станице и пели:

 

Смело мы в бой пойдём за Русь Святую

И как один прольём кровь молодую».

 

Потом, как известно, большевики переделали эту песню в свою: «Смело мы в бой пойдём за власть Советов…» и т.д. Вскоре начались бои, и вчерашний лицеист вдосталь насмотрелся крови и нечеловеческой жестокости. «Контуженного душевно и физически, меня эвакуировали в Ростов и положили в клинику, поили бромом… Было ясно, что я своевольно сунулся туда, куда Богом не направлялась моя жизнь».

 

Стихи о России

В госпитале Шаховскому исполнилось 16 лет. В эмиграции, сначала в Париже, потом в Бельгии, князь устраивается неплохо, поступает в университет, живёт со всеми удобствами в брюссельской квартире своей матери, редактирует журнал «Благонамеренный», пишет стихи. Известность получило его замечательное стихотворение, посвящённое России:

 

Хотя прекрасны дни былые,

А ныне чужд родимый край,

Но ты молчи, моя Россия,

И голосов не подавай.

Пройдут года, ты скажешь слово,

Тобой зажжённое в ночи,

Но на закате дня людского

Ты, униженная, молчи.

Молчи и верь словам поэта:

Быстроизменчивы года.

Бывают ночи без просвета,

Но без надежды – никогда.

 

Его стихотворные сборники выходят один за другим. В журнале Шаховского сотрудничают лучшие авторы русского зарубежья: Бунин, Цветаева, Ремизов, Ходасевич. С Буниным и Зайцевым он знакомится лично, Цветаева посвящает ему стихотворение, которое он так и не решился напечатать в своём журнале. И вдруг с молодым поэтом и редактором происходит нечто странное.

 

Указание свыше

Вот как он сам описывает это загадочное событие в своём дневнике: «Я сидел в редакции «Благонамеренного», занимаясь просмотром рукописей за письменным столом. Это была брюссельская квартира моей матери. Был я здоров, молод и совершенно ни о чём в те минуты не думал, кроме литературных задач, они занимали всё мое внимание. И вдруг – всё исчезло. И я увидел перед собой огромнейшую Книгу, окованную драгоценным металлом и камнями, стоящую на некой, словно древней колеснице. И на этой Книге была яркая ясная надпись русскими буквами: «Книга книг соблазна».

И в это мгновение молодой князь понял всю суету того, чем он занимался, всё различие между относительным и абсолютным, преходящим и незыблемым. Он понял это видение как указание свыше. Он бросает всё, уезжает на Святую гору Афон в Греции и там, в русском монастыре Святого Пантелеимона, постригается в монахи, приняв имя отца Иоанна.

Вернувшись с Афона, отец Иоанн окончил Духовную академию в Париже. А пастырство его началось в Югославии, в Белой Церкви, где тогда было много эмигрантов из России. Потом его посылают в Берлин настоятелем Свято-Владимирского храма. Митрополит Евлогий вспоминал об этом времени, что «приход возглавил о. Иоанн Шаховской, человек даровитый, высокого аскетического склада, подвижнического духа, пламенный миссионерский проповедник. Он привлёк сердца; приход ожил и процвёл».

Отец Иоанн начинает читать лекции. Яркие и глубокие, они привлекают толпы слушателей. Он начинает читать лекции в Прибалтике, в других местах. Имя отца Иоанна становится известным в Европе. Но над ней уже сгущаются грозные тучи новой войны.

 

Нести ободрение людям

Когда Германия напала на СССР, отец Иоанн, как и некоторые другие эмигранты из России, оказался в плену ложных иллюзий, что будто бы эта война послужит освобождению России от, как он считал, «ига коммунизма». Позднее архимандрит Иоанн своё мнение радикально изменил. В годы страданий и лишений он в своих выступлениях продолжал нести людям ободрение, помощь другим и славословие Господа.

 

Сегодня ночью плакали сирены

О бедной человеческой судьбе.

А мы вернулись, Господи, к Тебе

Из долгого мучительного плена.

 

Но фашизм разгромлен, к Берлину приближается Советская армия. Эмигранты уже знают, какая судьба их ждёт в застенках НКВД. Чудом отцу Иоанну удаётся выбраться из пылающего Берлина. Он скрывается в Баварии, а потом с первым эшелоном уезжает в Париж. Но и там он пробыл недолго. Его друг Игорь Сикорский, знаменитый авиаконструктор, присылает ему вызов в Америку, где его назначают архиепископом Сан-Францисским. И вот только тогда его голос слышат наконец на родине. Сорок лет он ведёт по радио «Голос Америки» «Беседы с русским народом».

Нет, он не призывает народ свергать советскую власть, не расхваливает «западную демократию». Архиепископ Сан-Францисский говорит о Боге, о душе, об освобождении человека от сатанинского плена безбожия и материализма. Как сказал один из его биографов: «Он зовёт людей чаще поднимать свой взор к небу».

 

Взор, обращённый к небу

В своих беседах по радио он давал слушателям один важный для каждого совет: «Иногда у человека мелькает мысль: «Не дано мне» (то духовное, что дано другим). Или: «Если бы и мне Господь дал то же!» Захоти, загорись – и получишь много больше. Ты тлеешь, не горишь, оттого и не получаешь».

Некоторые его мысли весьма поучительны и сегодня. «Собственности у человека меньше, чем он думает. Лишь в мыслях своих миллионер обладает своими миллионами. На самом же деле они обладают миллионером, который в большинстве случаев бывает ими связан, принуждён к определённому образу жизни, прикреплён к определённому кругу людей, вынужден иметь вокруг себя искательство, ложь, лесть, зависть, подобострастие, неискренность, покушения на свою жизнь – физическую и душевную. Разве это не рабство, не каторга, увеличивающаяся по мере увеличения состояния? Велико ли то, что можно купить за деньги? Находится в числе покупок мир души – высшее счастье?»

Последние годы жизни отец Иоанн провёл в Санта-Барбаре. По-прежнему выступал на радио, вёл переписку. Скончался 30 мая 1989 года и был похоронен на сербском кладбище в пригороде Сан-Франциско. В качестве эпиграфа для автобиографии он поместил такие слова: «Будущего у этих строк может не быть. Но будущее будет у человечества. И верная память о прошлом есть участие в этом будущем. Мы все его несём в своих руках».

Владимир Малышев

 

Тэги: Личность Поэт Владимир Малышев Судьба
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ювелир туркменской речи

    01.03.2024
  • Трагедия и традиция

    14.02.2024
  • Два друга-поэта

    07.02.2024
  • Поле боя

    14.09.2023
  • Любовь провозгласить страною...

    08.09.2023
  • Нельзя поклоняться дьяволу

    218 голосов
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Вечное движение Гёте

    100 голосов
  • Рыцарь Страны Советов

    96 голосов
  • Андрей Макаревич: «Я ненавижу конспирологию…»

    95 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS