Современное зодчество нуждается в защите
С большим интересом прочёл в «ЛГ» знаменательную статью А. Замостьянова «Священные камни «застоя», где впервые в массовой печати прозвучал голос в защиту нашей архитектуры послевоенного времени. Нас, архитекторов, со времён хрущёвской перестройки добрым словом особо не жаловали, что же говорить о последних десятилетиях рыночной экономики, когда труд зодчего низвели до уровня «обслуживающего персонала»…
Сочи, железнодорожный вокзал «Олимпийский парк», 2013 год; архитекторы: Н. Явейн (руководитель), В. Зенкевич, В. Романцев
|
Тула, Академический театр драмы, 1970 год; архитекторы: В. Красильников, А. Попов, В. Шульрихтер |
Москва, театр «Мастерская Петра Фоменко», 2004 год; архитекторы: С. Гнедовский, М. Гаврилова, М. Крылов, И. Захаров, О. Барсукова, конструктор С. Гнедовский. |
К сожалению, сегодня утрачены представления об архитектуре как культурной ценности. Архитектура перестала быть значимым явлением и в «высших сферах», и в обыденном сознании, и даже в нашей профессиональной среде, как будто смирившейся с ролью участников строительного процесса.
А ведь архитекторы испокон веков создавали такую среду обитания, которая не просто делала жизнь комфортнее, но и формировала чувство привязанности к малой родине. Рискну предположить, что, например, любовь к Петербургу его жителей главным образом связана с окружающей их архитектурой.
В этой связи мне трудно понять, как можно рассуждать о национальной идее без понимания роли зодчества в её формировании. Осознают ли наши идеологические и культурные руководители, что для будущих поколений необходимо создавать капитальные, зримые свидетельства о нашем времени? Мне кажется, что последние 25 лет истории Российского государства, бурные и неоднозначные, всё-таки заслуживают того, чтобы оставить о себе достойную материальную память. Для этого в первую очередь необходимо избавиться от укоренившегося стереотипа, что архитектура – это услуги по строительству. Архитектура – прежде всего искусство. А строители – конечно, важные, но лишь участники воспроизведения архитектурного замысла.
Мне кажется важным обратить внимание широкой общественности на необходимость бережного отношения к тому достойному, что создают архитекторы сегодня. Почему-то считается, что достопримечательности строились когда-то, а сейчас их уже делать не могут. Внедрение в народное сознание таких идей наносит огромный ущерб не только нашей профессии, но и всей культуре, поощряет сугубо коммерческое отношение к современной архитектуре, к строительству однодневок.
При этом общество пытаются убедить, что без иностранцев наши архитекторы ничего не могут. Примеров масса, один из самых ярких – парк развлечений у стен священного Кремля на месте гостиницы «Россия»… Почему бюджетные деньги и частные средства поддерживают чужие архитектурные школы?
Конечно, архитектура как искусство в нашей стране продолжает существовать. Значимые работы отмечают премиями и наградами. Союз архитекторов проводит смотры и фестивали. За последние 30–40 лет созданы десятки ярких работ. И я считаю, что эти произведения, прошедшие профессиональную оценку, необходимо поставить на государственную охрану, чтобы не допустить изменения их внешнего облика, авторского стиля. Я убеждён, что это в равной степени относится и к произведениям монументального искусства, без которых не обходятся настоящие произведения архитектуры.
Сохранять прошлое можно только дорожа сегодняшним и думая о будущем. Это ясно нам, архитекторам, которые и создают образ эпохи. Но чтобы современная архитектура получила общественное признание, воспринималась как явление культуры, искусства, необходима серьёзная просветительская работа, и не только среди рядовых читателей.
Владилен КРАСИЛЬНИКОВ, народный архитектор РФ, академик Российской академии художеств