Извиваясь и петляя, ползёт вверх по Ивановской горке Хохловский переулок, дважды меняя направление. Его название образовано по старомосковскому обычаю – по урочищу Хохловка, заселённому украинцами во второй половине XVII века.
Старейшее здание здесь тесно связанно с историей российского государства – палаты думного дьяка Емельяна Украинцева (д. № 7–9, 1665), одного из персонажей романа А. Толстого «Пётр Первый». Выходец из Малороссии, Украинцев проявил себя на дипломатическом поприще ещё при правительнице Софье, возглавляя Посольский приказ. Было у Украинцева заметное свойство – корыстолюбие. По словам одного из польских посланников, «должность думного дьяка, или государственного секретаря иностранных дел, была отдана Емельяну Игнатьевичу Украинцеву, имя это значит по-славянски когти или лапу и очень кстати ему, ибо он прежадный до корысти и загребает, где только может». В перерывах между «загребанием» Украинцев защищал интересы России в Европе, а в 1700 г., посланный царём Петром I во главе великого посольства в Константинополь, он заключил «вечный мир» с Турцией. За это царь отдал ему в управление ещё и Провиантский приказ. В 1704 г. тот же Пётр I изрядно осерчал на престарелого Украинцева, который «за корыстолюбие был бит в Преображенском дубьём».
Палаты, поставленные буквой «Г», внутри разделялись на женскую и мужскую половины, фасадом выходя во двор. Хозяин дома жил на втором этаже, челядь – внизу.
В 1708 г., после смерти Украинцева, не оставившего прямых наследников, дом его перешёл в казну, но пустовал недолго. В 1709 г. палаты были пожалованы Петром I князю Михаилу Голицыну, отличившемуся в Полтавской битве. Подчинённая ему гвардия первой отразила натиск шведов, обратила их в бегство и заставила капитулировать. При новом хозяине бывшие владения думного дьяка были значительно расширены за счёт присовокупления близлежащих усадеб Хохловского переулка.
В дальнейшем Михаил Голицын продолжил свою карьеру. Будучи членом Верховного тайного совета, он выступил одним из инициаторов приглашения на российский престол курляндской герцогини Анны, дочери царя Ивана Алексеевича, – будущей императрицы Анны Иоанновны. Но в Россию пожаловала не только сама герцогиня, но и её многочисленные курляндские сподвижники с Бироном во главе. Разгара бироновщины М. Голицын уже не увидел, скончавшись в 1730 г. А секретарь француз-ского посольства Маньян писал тогда: «Теперь у русских нет вождя по смерти фельдмаршала Голицына».
После кончины Михаила Голицына палаты в Хохловском переулке перешли к его младшему сыну Александру, подобно отцу, блестяще проявившему себя в ратном деле по защите Отечества. Генерал-фельдмаршал, участник Семилетней войны, он командовал русскими войсками в Молдавии в 1768–1774 гг., одолел войска великого турецкого визиря Молдаванджи-паши. Но в своём доме в Хохловском переулке А. Голицын появлялся редко, по сердцу ему был Санкт-Петербург, генерал-губернатором которого он стал в 1775 г.
В 1770 г. усадьба, купленная казной у князя А. Голицына за 11 тысяч рублей, была передана архиву Коллегии иностранных дел, обретшему, наконец-то, достойное помещение для своих ценных документов. Палаты под архив выбрал лично его управляющий, известный историк Ф. Миллер. Оно и понятно: возведённым из камня хоромам не угрожал пожар, так часто привечавший Москву в иные годы. Здесь было сухо, а для бумаг это одно из первейших условий сохранности.
В архиве работали выдающиеся российские учёные – филологи, архивисты, историки: Н. Бантыш-Каменский, А. Малиновский, П. Бартенев и многие другие. А дом в Хохловском переулке стал центром изучения памятников российской письменности.
Перед поступившими на службу в архив молодыми людьми открывалась широкая перспектива продвижения по дипломатической карьерной лестнице. Поэтому с начала XIX в. место это стало весьма престижным для дворянских отпрысков, определявшихся в архив переводчиками и юнкерами. Среди них были и будущие члены литературного объединения «Арзамас»: Д. Блудов, Д. Дашков, братья Тургеневы.
В 1823–1825 гг. в Москве образовался литературно-философский кружок «Общество любомудрия». Многие его члены – «любомудры» – служили в архиве: В. Одоевский, И. Киреевский, братья Веневитиновы, Н. Мельгунов и другие. Один из «любомудров», Сергей Соболевский, предложил объединяющее всех название – «архивны юноши».
Архивны юноши толпою
На Таню чопорно глядят
И про неё между собою
Неблагосклонно говорят.
А это уже из седьмой главы «Евгения Онегина». Но Пушкин не только упомянул «любомудров» в своей поэме, он и сам в 1836 г. побывал в архиве в Хохловском переулке. Поэт был дружен с директором архива М. Оболенским. Пушкин работал здесь с архивными документами петровской эпохи и времён пугачёвского бунта.
Более ста лет в старинных палатах царила архивная пыль, пока, наконец, и это здание не стало тесным. Отсюда в 1874 г. теперь уже Московский главный архив Министерства иностранных дел переехал поближе к Кремлю – на угол Моховой и Воздвиженки.
А «гуманитарная» миссия палат в Хохловском продолжилась. До 1882 г. здесь получали музыкальное образование ученики консерваторских классов, затем в этих стенах открылась нотопечатня Петра Юргенсона, первого издателя почти всех сочинений Чайковского. Правда, размещение печатных станков привело к необходимости перестройки здания. Типография музыкального издательства, уже будучи государственной, работала тут и после 1917 г.
А вот и прелестный памятник московского барокко – церковь Троицы в Хохлах (№ 14, 1696). Декор храма отличается изяществом кирпичных и белокаменных деталей. Изразцы выполнены в мастерской С. Полубеса. Колокольня сооружена во второй половине XVIII в. По преданию, раньше на этом месте стоял деревянный храм, сооружённый чаяниями инокини Марфы, матери Михаила Фёдоровича, первого русского царя из династии Романовых, по случаю избрания его на царство в 1613 г.
Хотя в Хохловском переулке след архива давно уже простыл, здесь нередко можно встретить людей, имеющих к письменности непосредственное отношение. Путь многих из них лежит к старому флигелю, построенному во второй половине XVIII в. (№ 10, строение 6, перестраивался в 1780-х, 1930-х и 1990-х гг.). Когда-то здесь была усадьба Е. Лобановой-Ростовской, затем владение отошло к Межевой канцелярии. А сегодня в доме располагается редакция «Литературной газеты». Весьма символично, что дом, где создаётся газета с профилем Пушкина на первой полосе, стоит напротив здания, где бывал сам поэт.