Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Артезианские размышления

01 января 2007

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Марина КУДИМОВА

«Без поэзии остаться страшно!» – читаю в ЖЖ неизвестной девушки. Так ли уж страшно?

Может, действительно поэзия – атавизм, нечто вроде аппендикса, удаление которого не влияет на жизнедеятельность организма? Почему столько людей отвернулись от неё, забыли, как возлюбленную, брошенную ради новой высокобюджетной блондинки? Может, зря последние могикане этого рода деятельности тратят силы на доказательство от противного, твердя, что поэзия – «памятник, в котором запечатлены лучшие и счастливейшие мгновения самых лучших и счастливейших умов»? Это слова гениального поэта Шелли, который, не умея плавать, вышел в море на шхуне «Ариэль» и погиб и блистательное эссе которого «В защиту поэзии» при жизни, в начале XIX века, так и не нашло издателя.

Человечество спокойно готово отказаться от стационарных телефонов или бумажных книг, как отказалось от кринолинов или стенобитных орудий. Упрощение жизни и минимизация усилий на её освоение стали первоочередными задачами и вытеснили всё, что требует непрестанных борений «с самим собой, с самим собой», как повторял Пастернак.

Ортега-и-Гассет считал, что поэзия – «это любовь и боль в самом чистом воплощении». А человек больше не хочет мучиться любовью и тем паче испытывать боль. Может быть, он и прав… Очень даже может быть. Но боль, как и любовь, есть самые неопровержимые признаки бытия. Лишившись этих признаков, каким образом человек зафиксирует себя в списках живущих, как докажет себе, что «ещё не умер он»?

Спасаясь от боли и баррикадируясь от любви, человек обрекает себя на такое одиночество, о котором в самых смелых прорицаниях не подозревали философы-экзистенциалисты. Поэзия провоцирует не испытанные нами чувства и подтверждает истинность испытанных. Старые лагерники рассказывали, что чем больше стихов знал зэк наизусть, тем легче переносил одиночку и карцер. Парадоксально, что в поисках конспективного образа бытия, этакого дайджеста жизни, человек первым делом отказался от самого немногословного, одновременно экономичного и эргономичного способа постижения мира – поэзии.

Однако отношения поэзии и её читателя (слушателя) строго двусторонни. Недаром Борхес писал: «Слава поэта в итоге зависит от горячности или апатии поколений безымянных людей, которые подвергают её испытанию в тиши библиотек». Ему, казалось бы, противоречил, а на самом деле вторил Бернард Шоу: «Так поступают все поэты. Они разговаривают вслух сами с собой, а мир подслушивает их. Но так ужасно одиноко, когда ты не слышишь речи другого». Конечно, «поэзия по своей природе загадочна и не раскрывается первому же встречному», как справедливо считал Сократ. Но не элитарность и не герметичность разрушили некогда крепкое, пусть небольшое, сообщество. Безумно самонадеянно, если не неумно, полагать, что отношения между поэтом и читателем разладились по вине лишь одной из сторон. Вероятно, и стихо­творцы перестали испытывать любовь и боль такого накала, которым можно зарядить читателя.

«В некоторых областях посредственность невыносима», – говорил Лабрюйер. Посредственность, восторжествовавшая в поэзии, не просто невыносима – она разрушительна. Большинство людей, взявшихся за клавиатуру и усеявших киберпространство своими стихотворными опытами, сделали это оттого, что сегодня проще научиться самому чинить компьютер, чем найти толкового мастера. Ко мне однажды пришли по этому поводу двое симпатичных ребят, «понаехавших» из заволжской степи. После того как они признали своё поражение над разобранным дотла Пентиумом, я засучила рукава, напрягла мозги и сделала всё сама. Современная поэзия не обеспечивает человека чувствами и мыслями, которыми он беден, как современная экономика не снабжает его внятными рецептами преодоления голода и нищеты.

Сочинение стихов ныне осуществляется словно по завету Козьмы Пруткова: «Я поэт, поэт даровитый. В этом я убедился, читая других. Если они поэты, то и я тоже!»

Гюго сравнивал мысль, облечённую в поэтическую форму, с железом, превращённым в сталь. Железо, разъедаемое коррозией, даже приёмщик вторсырья отвергнет. Однако бессмыслица и безвкусица – коррозия современной поэзии – становятся мерилом критической и читательской оценки.

Замечательный поэт Владимир Леонович писал: «Поразительное легкомыслие – отвычка от поэзии как самой информативной новости, взгляд на неё как на праздное виршеплётство… Матушка Россия, нет ничего более обязательного, чем поэтическое слово. Нет ничего сравнимого с ним по артезианской глубине речевых потоков».

Что тут добавить… Жажда способна заставить пить и из козьего копытца. Но тот, кто глотнул из родника, ни с чем и никогда не спутает этот вкус. Осталось просто прийти к роднику!

Обсудить в группе Telegram

Марина Кудимова

Марина Владимировна Кудимова (род. 25 февр... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS