Народный артист России и Украины, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, но в первую очередь, конечно, художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора, который он возглавил свыше 30 лет назад, в те непростые времена, когда коллектив находился буквально на грани исчезновения. И в том непреложном факте, что хор сегодня является культурным достоянием России, – его главная заслуга. Его – полуголодного мальчишки из станицы Дядьковской, гармониста-самоучки, не знавшего ни одной ноты.
Когда-то в ранней юности Виктор Захарченко написал в своём дневнике: «Главная цель моей жизни – возрождение Кубанского казачьего хора». Фраза «Мечта воплотилась в жизнь» звучит в данном случае слишком скромно. В настоящее время Государственное творческое учреждение «Кубанский казачий хор» – это 120 певцов, музыкантов и танцоров, научный отдел, где хранится более 100 000 фонограмм. При хоре организована уникальная школа искусств, подпитывающаяся его талантами. Лауреатских званий у него – не счесть. И проще, наверное, назвать страны, где хор не гастролировал, чем перечислять все те государства, что бурно рукоплескали артистам с Кубани.
А ведь всего этого вполне могло и не быть. Коллектив, готовящийся отметить в будущем году своё 200-летие (в августе 1810-го войсковой протоиерей отец Кирилл Россинский обратился в Черноморскую войсковую канцелярию с прошением: «Для благолепнейшего богослужения при здешней соборной церкви нужно иметь певческий хор...»; войсковой атаман, генерал-майор Ф. Бурсак и херсонский генерал-губернатор Дюк де Ришелье идею поддержали), дважды удостоенный высочайшей похвалы (Александр II нашёл его «замечательным по голосам и стройности исполнения», а Александр III поблагодарил хористов «за отличное исполнение»), примерно полвека назад наряду с десятью другими профессиональными коллективами… был расформирован. Воплощалась в жизнь новая культурная политика Н.С. Хрущёва, направленная на слияние самодеятельности и профессионального творчества. Возродился Кубанский казачий лишь девять лет спустя, за пять лет до того, как его возглавил Захарченко. И только в 1996 году постановлением главы администрации Краснодарского края и по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II он был признан историческим правопреемником того самого Войскового певческого хора.
Три десятилетия работы позволили добиться высочайших результатов сценического воплощения народного музыкального искусства. Выдающийся дирижёрский талант вознёс звучание хора до высот почти недостижимых. А ещё в народном творчестве Захарченко открыл истоки собственных песен – бережное отношение к этому бесценному сокровищу позволило ему вырастить своё неповторимое видение и понимание природы искусства. Он не устаёт говорить о том, что песня – это исповедь души, а народная песня – исповедь души народа. Поэтому в народной песне невозможны фальшь и легковесность. А чётко следующий в русле высоких традиций композитор Виктор Захарченко всегда обращается к русской и украинской классике, ибо только подлинные шедевры поэзии могут его вдохновить.
Мы сегодня стараемся говорить на языке разума, убеждать друг друга какими-то фактами, приводить веские, на наш взгляд, аргументы для убеждения и отстаивания своей, зачастую мнимой, правоты. Но мы уже почти разучились говорить на языке души. На душу может воздействовать только подлинное искусство.
Поздравляя Виктора Гавриловича с 70-летием, хочется пожелать и ему, и себе, чтобы этот столь неоходимый разговор, им и его коллективом неизбежно вызываемый, продолжался как можно дольше!
, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Присоединяясь к поздравлениям в адрес прославленного дирижёра и композитора, дружно кричим ему «Любо!» и пытаемся спеть «Многая лета!». Силясь хоть в малой степени приблизиться к тому грандиозному исполнению этой музыкальной здравицы, какое демонстрирует – к примеру, на недавнем чествовании С. В. Михалкова в Большом театре – его Государственный Кубанский казачий хор.
«ЛГ»