Первой отечественной атомной подлодке – 60
Жил я себе и жил с пониманием, что есть у нас море Чёрное (где бывал не раз), а есть, например, и Белое (где не бывал прежде). Почему Белое? Север, море подо льдом, белёсые туманы. Местные жители всё так и объясняют. Но даже учёные-историки не едины во мнении о названии. Есть версия, близкая и мне, но о ней ниже.
Пока два слова о скандалах и авариях, которые благодаря ТВ ныне всех так завораживают. В том числе – когда говорят о подлодках. К-19 («Хиросима»), «Курск»... Трагедии, кривотолки. И уже на втором плане осознание, что подводные лодки – это чудо науки, техники, организации работы, даже философии, итог титанического труда, высочайшего профессионализма, воли людей.
И вот я в Северодвинске, на заводе Севмаш, ныне входящем в Объединённую судостроительную корпорацию, где изготавливают новейшие атомоходы, лучшие в мире. Марина Неклюдова, начальник технического отдела цеха 42, где собиралась первая советская атомная субмарина, убеждена, что подлодка – штука серьёзнее, чем космический корабль. Ведь не стоит забывать: она несёт в своём теле баллистические ракеты, она как бы их мама-посланница.
Хотелось бы мира во всём мире, но увы... И нужны нам пока «мамы» с такими посланиями. Не матушка Россия агрессивна – она всегда лишь достойно отвечала врагам, вторгавшимся на её просторы. Если понадобится, ответит и новым соискателям её богатств, забывающим уроки истории.
О них помнили те, кто в 1936 году заложил рядом с Николо-Корельским монастырём, основанным не позднее 1410 года, новую советскую верфь. Проектантами он задумывался как завод, по мощностям равный всем судостроительным предприятиям Ленинграда. Величественный Никольский собор и поныне стоит на территории предприятия – здесь его нулевой километр. Сам завод протянулся вдоль берега на пять километров. Более 300 гектаров территории не «отвоёвывались» с годами – архитекторы Веснины всё сразу застолбили. И строили тогда не так, чтобы потом вспомнить о забытых подъездных путях или ещё о чём-то для получения «дополнительного финансирования».
Сталин и первостроители Севмаша понимали, где и зачем строят, – фашисты сюда потом не смогли дойти. В прекрасном заводском музее его научный сотрудник Александр Мазур показал мне макет завода. Видно, как осваивалась земля и где можно и теперь ещё что-то возвести – изначально был заложен резерв на реконструкцию сроком на 100 лет. Кстати, замысел первого подводного атомохода возник также при Сталине (1952), а в первый поход после спуска на воду в 1957-м он ушёл год спустя.
Да, завод в далёком крае строили в том числе заключённые. Были и бараки, и строжайшая дисциплина – немало людей положило на стройке жизнь. Но их трудовой подвиг помог стране победить в войне, спасти жизни тысяч и тысяч соотечественников, а значит будущее их самих и их детей. Об этом нельзя забывать!
Как я упоминал, первая советская лодка с атомным двигателем строилась в 42-м цехе. Он и ныне в строю. Здесь проводятся уникальные производственные операции. Сказать, что цех внушительнее московского дворца «Олимпийский», – не очень точно, но здание поражает. Есть и ещё более впечатляющие производственные строения в этом городе корабелов...
В уютной квартире с окнами на площадь Ломоносова беседую с одним из тех, кто строил первую АПЛ – К-3, получившую после похода на Северный полюс имя «Ленинский комсомол». Валерий Глебович Захаров в свои 86 лет бодр, живо рассказывает, как строилась лодка в условиях тотальной секретности, какая была самоотдача людей. Вспомнил и о курьёзе. Когда лодку готовили к погружению, выяснилось: она не может «утонуть». Дозагрузили! Вспоминает и памятный день 9 августа 1957-го:
– Погода – страшный ветер, дождь. Лодка вся в брезенте. Когда вывели её из цеха на тележках, ветер стал его срывать. Двое матросов ушибы получили, удерживая брезент. Главная забота – чтобы нос и корма не обгоняли друг друга. А то заклинит – и всё прахом... Я и ещё один конструктор были рядом с начальником цеха Гололобовым и командующим флотом Горшковым. Мы на телефонах – постоянно сообщали им, как идёт спуск на воду... Лодку спускали медленно-медленно. Коснулась воды – все мы заорали от счастья. Надо бутылку шампанского разбить, а она не разбивается – корпус резиной покрыт. Что делать? Помогло перо руля лодки – разбили... Я потом участвовал в строительстве ещё нескольких лодок, похожих на неё...
Так страна добивалась военного паритета и в подводном пространстве...
Теперь о версии названия моря – по-моему, не только изящной, но и допустимой. Это студёное море издревле считалось священным, поэтому ему и присвоили цвет, имеющий светлое, божественное значение. Смысл названия связан с небесной, а не только морской сферой. Люди, с которыми я познакомился в Северодвинске, несут в себе качества света, энергетику тепла и созидания. Неспроста и нулевой километр Севмаша начинается от древнего русского собора. Впрочем, может быть, я, как и авторы этой версии, неисправимый романтик.
В следующем репортаже поговорим о подлодке 4-го поколения с именем «Юрий Долгорукий».
Владимир Сухомлинов,
Северодвинск–Москва
Редакция «ЛГ» благодарит Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК) и пресс-службу АО «Производственное объединение Северное машиностроительное предприятие» (ПО «Севмаш»)
Только факты
АПЛ «Ленинский комсомол», сначала – К-3 (крейсерская). Проектировал атомную подводную лодку тогда ещё ленинградский СПМБМ «Малахит» (сейчас входит в ОСК). Водоизмещение надвод-ной части – 3065 тонн, подводной – 4750 тонн, скорость хода в надводном положении – 15,2 узла (28,2 км в час) в подводном – 25 узлов (46,3 км в час). Вооружение – 8 но-со-вых торпедных аппаратов (20 торпед). Экипаж – 104 человека. Проект был полностью инновационным, без заимствования схемных решений, формы корпуса, энергетической установки, оружия и т.п. у других подлодок. Над созданием подлодки работали 350 предприятий и организаций. В документах она значилась как «Кит», получив название за необычную обтекаемую форму. Эта подлодка первая в истории отечественного флота пересекла вершину Земли – Северный полюс.
Был в её судьбе и трагический эпизод. 8 сентября 1967 года, на 56-е сутки похода, около двух часов ночи при возвращении с боевой службы в Средиземном море (АПЛ находилась в Норвежском море под водой) загорелся первый отсек, где размещались торпедные аппараты и боезапас, а также места отдыха части экипажа. Пожар был объёмным. 10 сентября аварийная подлодка пришла в родную базу в Мурманской области с приспущенным флагом. Погибли 39 подводников.
После ремонта АПЛ «Ленинский комсомол» была в строю до 1991 года, пройдя около 130 тысяч морских миль. Предполагалось, что она будет служить 25 лет, но лодка отработала 30. В её честь названа одна из вершин подводного хребта Гаккеля в Северном Ледовитом океане. Фактически она дала жизнь всему атомному подводному флоту страны.