В Чувашском государственном театре оперы и балета (Чебоксары) состоялась мировая премьера балета «Аттила. Рождение легенды». Автор музыки – композитор Андрей Галкин, балетмейстер-постановщик и автор либретто – Данил Салимбаев, художник-постановщик – Валентин Фёдоров, дирижёр-постановщик – Сергей Кисс, дирижёр спектакля – Никита Удочкин, все – чебоксарцы.
Оперный король Джузеппе Верди написал оперу «Аттила», премьера которой состоялась в 1846 году в венецианском театре «Ла Фениче». Если говорить о российских театрах, то «Аттила» идёт в Мариинском театре, а в прошлом году выдающийся бас современности Ильдар Абдразаков, он же – потрясающий Аттила в оперных спектаклях разных театров мира, поставил эту оперу на сцене Башкирского театра оперы и балета.
Но мне неизвестно, чтобы по легендам об Аттиле были созданы балеты. Так что Чувашский театр оперы и балета войдёт (уже вошёл) в историю мирового балетного искусства как создатель первого балетного спектакля, посвящённого великому гунну.
Что интересно и довольно редко случается, композитор и балетмейстер-постановщик – наши ныне живущие современники. Не случайна, видимо, вторая часть названия балета – «Рождение легенды», она действительно рождалась в творческом симбиозе Андрея Галкина и Данила Салимбаева. Вторая редкость – в том, что «Аттила» – полноценный двухактный сюжетный балет, а таких на мировой балетной сцене в ХХI веке крайне мало, при том что бессюжетных одноактных – пруд пруди.
Приятно отметить, что при почти полумиллионном населении Чебоксар в оперном театре на 900 зрителей на не первом показе «Аттилы» свободных мест не было, и все с нетерпением ждали увертюры, чтобы понять, «что день грядущий нам готовит». И вот дирижёр Никита Удочкин взмахнул своей волшебной палочкой, и полилась – полилась! – прекрасная, мелодичная музыка! Не додекафонная, не минималистическая, а замечательная музыка в неоклассическом стиле. Воинственная, насыщенная, с жёсткими аккордами увертюра настраивала зрителей на непростое содержание балета. В обоих действиях перед публикой раскрывалось богатое симфоническое полотно, из которого ни на миг не исчезала мелодия. Интродукция ко второму акту – напевная, мелодичная, а далее в партитуре балета слышна мелодия из чувашских народных песнопений, что символично, конечно. «Музыка балета сложна, но мне кажется, что слушателю она будет понятна: образы яркие, контрастные, есть и лирика, и пафос, героика, есть конфликт между персонажами», – говорит композитор Андрей Галкин.
Экспрессивность музыки подчёркивалась экспрессией танца воинов войска Аттилы – напор, скорость, слаженность, непобедимый дух. Поскольку Аттилово войско должно быть многочисленным, то в танцах участвовал практически весь мужской состав чебоксарской труппы. Хоть балет – весьма условное искусство, но, когда на зрительный зал надвигается мощный танцевальный ураган диких воинов с копьями, становится не по себе, особенно публике первых рядов. Впечатляющее зрелище дополняли кожаные костюмы, шкуры, отороченные мехом шапки, похожие на шапки воинов Чингисхана, – художник-постановщик Валентин Фёдоров дал волю фантазии на темы Аттилы. А суперзанавес представлял собой сине-серебристый фон, на котором теснили друг друга полные луны, месяцы, полумесяцы, луны в дымке – всем нам под луной, как и под солнцем, должно хватать места без войн и битв – не это ли лейтмотив балета «устами» сценографа?
Но ещё до того, как на сцену вылетело войско Аттилы, на ней в плавном и в своей плавности кажущемся бесконечным танце, изображая Реку Времени, показывала мастерство женская часть труппы в струящихся голубых платьях (солистка – Ангелина Мишарина). Несмотря на плавность и женственность, Река Времени, как любая большая река, время от времени показывает свой нрав: в финале спектакля её волны накрывают Аттилу и его империю.
Если в танцах войска Аттилы преобладали напор и дикая мощь, то в хореографии римских воинов – обученность военному делу (танец с мечами), чувство превосходства и даже некоторая изысканность. Их хореографический язык удачно подчёркивали классические красные с золотом костюмы. А соло виолончелей возвеличивало их мужественность и волю к победе. Хореографические образы римлян тяготеют к некоторой монументальности, уверенности и спокойствию, всё-таки Римская империя в те времена была титаном среди других государств.
Соблазнительно-грациозен танец принцессы Ильдики (Анна Серёгина) и её дуэт с Аттилой (Дмитрий Поляков). В хореографии императрицы Галлы Плацидии (тоже Анна Серёгина) и её дуэта с римским полководцем Флавием Аэцием (Алексей Рюмин) – скульптурность поз и изысканность линий.
Учитывая, что действие балета происходит во времена Древнего Рима, в число его действующих лиц введены лорарии – редкие для театрального мира персонажи, которых Википедия определяет как служителей цирка, подгонявших неопытных гладиаторов или животных на арене. Само слово lorarius происходит от lorum («кожаный ремень», «кнут»). В обязанности лорариев входила также уборка арены: они выносили убитых и раненых гладиаторов, устраняли следы крови, засыпая их песком. Лорариев в чебоксарском «Аттиле» исполняет женский кордебалет, тоже в красно-золотых костюмах, но при этом с «золотыми» масками, закрывающими их лица. Видимо, для того чтобы более высокопоставленные римляне не узнали их за пределами арены. Танец лорариев – быстрый, даже сверхбыстрый, а их появление на сцене и исчезновение со сцены – мгновенные. Хореографом и композитором всё продумано: лорариев – «элемент» переменный, сделали своё дело и – с глаз долой. Хореографический язык лорариев – классический, как и у Реки Времени, но характер разный: у Воды крупные, широкие движения, а у лорариев – мелкие, с внезапными концовками комбинаций. В спектакле ощущалась гармония балетмейстерского, композиторского и дирижёрского вкуса и мышления, что и сделало его таким удачным.
Сценограф Валентин Фёдоров интересно живописал светом, который то подчёркивал происходящее на сцене, то словно занавешивал его. На заднике сцены в первом акте светило яркое красно-оранжевое степное солнце, во втором – оно светило уже сквозь пустые оконные проёмы римского Колизея, а в момент смерти Аттилы померкло.
Балетмейстер-постановщик и либреттист Данил Салимбаев так завершает идею своего балета: «Течёт Река Времени, порождая и перемалывая людей, подробности их жизни и периодически сметая всё на своём пути. Только сильные духом остаются в её берегах, навечно превращаясь в легенду. Только те, кто вершил судьбы народов, станут мифами в их преданиях. Только те, кто объединял их помыслы, останутся в памяти поколений, сохраняя данные им имена. Один из таких – Аттила».
Аттила (406–453), вождь гуннов, – один из самых великих и самых жестоких правителей в истории человечества. Вошедший в легенды, он создал гигантскую гуннскую империю, простиравшуюся от Балтики и Альп на Западе до Каспийского моря на Востоке, а по некоторым сведениям – до границ Китая. Долгое время Аттиле сопутствовал успех, но когда в 451 году он вторгся на территории Западной Римской империи, то римский военачальник Флавий Аэций и его союзник Теодорих Великий совместными усилиями нанесли первое и единственное поражение грозному войску Аттилы. Умер великий гунн не на поле боя, а в первую брачную ночь с франкской (по другим источникам – бургундской, вестготской) принцессой Ильдико (в либретто балета – Ильдика), которая, по преданию, отравила его, мстя за смерть казнённого Аттилой отца.