Нескольким поколениям москвичей переулок этот, проходящий от Мясницкой (Кирова) улицы до Сретенского бульвара, был известен как улица Мархлевского – такое название значилось на карте столицы с 1927 по 1993 год в честь польского политика-коммуниста Юлиана Мархлевского.
Вернувшееся же историческое название переулка – Милютинский – появилось с середины XVIII столетия, по фамилии домовладельца Алексея Яковлевича Милютина, построившего в 1710-х годах по соседству со своим особняком (он сохранился) шёлковую мануфактуру, которая стала затем крупнейшей фабрикой в Белокаменной.
В первой половине XIX века переулок (особенно чётная его сторона) стал застраиваться жилыми домами, а на исходе века – доходными. В 1909-м в начале Милютинского возвели здание телефонной станции – на тот момент самое высокое в Москве.
К западу отсюда уже давно проживала крупная французская община, имевшая на Малой Лубянке собственный католический храм во имя Святого Людовика. Перед Первой мировой войной правительство Франции выкупило в Милютинском переулке участок (№ 9) под строительство семиэтажного здания с мансардой и полуподвалом – «Дома Французской нации». Предполагалось, что здесь разместятся консульство, резиденция военного атташе, а также французский театр, выставочное помещение, магазины, бар и киноконцертный зал, аптека. Разумеется, должны были быть тут и квартиры для сдачи в аренду.
Проект дома разрабатывал видный зодчий Р.И. Клейн, в дальнейшем подключились А.У. Зеленко и И.И. Кондаков. Однако 1914 год смешал все планы.
В следующий раз место это увидело строителей уже после Октябрьской революции. В 1927–1928 годах здесь всё-таки появляется здание, правда, всего три этажа.
Архитектор Аркадий Яковлевич Лангман, проектировавший его, пошёл на компромисс, взяв лучшие черты внутреннего устройства буржуазного городского жилища и строгие формы стиля авангард, как раз переживавшего в нашей стране период расцвета.
Здание строго симметрично, имеет два круглых эркера, три параллельно идущие лестницы (парадную и две чёрные), лифт. Девять квартир – по три на каждом этаже – очень хорошо изолированы друг от друга, ибо между ними как раз и пролегают лестницы. В просторных четырёх- и пятикомнатной квартирах – высокие потолки, крупные окна, отдельные ванные и т.д. С апартаментами соседствовали небольшие служебные помещения.
Что касается оформления фасада, то оно отличается лаконичностью, декоративные элементы практически отсутствуют, и преобладает гладь стен. Квадратная проездная арка в северной части ведёт во внутренний двор.
Подчеркнём, что этот экспериментальный дом строился по заданию Президиума Моссовета недалеко от здания ОГПУ – НКВД на Лубянской площади. Поэтому неудивительно, что жильцами всех девяти квартир оказались высшие чекистские руководители, среди которых был и будущий нарком внутренних дел СССР Генрих Ягода. Чекисты между собой называли дом в Милютинском «ягодинским особняком».
В разные годы тут жили и другие руководящие сотрудники ОГПУ: Я.С. Агранов, А.Х. Артузов, В.Г. Деканозов, Д.Т. Деревянко, Т.Д. Дерибас, П.А. Судоплатов, М.А. Трилиссер. Кое-кто из них попал прямо отсюда под каток репрессий...
Интересно, что на городских планах советского периода владение изображалось в виде белого пятна, как и все секретные объекты ведомства НКВД.
До 1960-х годов дом так и оставался жилым. А затем его передали в хозяйственное ведение Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел, и там разместилась Польская торговая миссия.
Собственно, всё здание является ныне офисным. Поэтому ничего удивительного, что какая-то часть интерьеров была переделана. Например, в бывшей пятикомнатной квартире демонтированы кухонная плита, раковина и внутристенный холодильник в виде шкафа.
Тем не менее отдельные элементы архитектурно-художественного декора сохранились. Это прежде всего оформление парадной лестницы, представляющее большую историческую ценность (облицовка маршей тонированным под красное дерево дубом, деревянные перила из шпонированных панелей с фресковой росписью в виде ромбов), потолок лестничного помещения, служебные лестницы из песчаника с простыми металлическими ограждениями.
В квартирах уцелели первоначальные тянутые карнизы потолков, имеющие характерные для периода конструктивизма плоский характер и графичный профиль. В служебных помещениях – карнизы-падуги.
На третьем этаже можно увидеть два беломраморных камина.
А вот первоначальные столярные заполнения сохранились только в двух местах: однопольная входная дверь служебной квартиры на первом этаже и остеклённая дверь с латунной ручкой в тамбуре выхода во двор. Сам тамбур с деревянными стенами тоже, к слову, исторический.
Конечно, в доме происходили периодические ремонты, однако за настоящую реставрацию тут взялись лишь в 2020–2021 годах – по инициативе ГлавУпДК.
После архитектурно-археологических обмеров и тщательных инженерных и химико-технологических исследований были проделаны следующие работы.
На фасадах простукали штукатурный намёт стен с целью выявления бухтящих участков; эти участки локально удалялись, а фрагменты оригинальной штукатурки максимально сохранялись. Далее произвели вычинку и биоцидную и антисолевую обработку кирпичной кладки. Скрупулёзно отреставрировали и воссоздали весь штукатурный слой, отгрунтовали и зашпатлевали всю стенную плоскость, а на завершающем этапе окрасили фасады в аутентичный бежевый цвет.
В частности, у лестницы главного входа подверглись замене на гранит покрытия ступеней, подступенков, внутренних боковых стенок и накрывочных плит парапетов. Здесь же установлены новые стальные перила.
Со стороны восточного фасада выполнена реставрация с последующей окраской колонн из металла; на восточном и западном фасадах обновлены покрытие пола и ограждения балконов.
Заново устроены отливы на всех оконных проёмах и система водостока. Изготовлены по аналогу и установлены на соответствующие места вентиляционные решётки и столярные заполнения дверных проёмов со стороны восточного и западного фасадов. Существовавший малоценный восточный тамбур разобран, а вместо него сооружён другой.
Состояние кровли также потребовало квалифицированного вмешательства специалистов. Часть деревянных стропильных конструкций, поражённых гнилью, была заменена, другая часть отремонтирована, а далее вся подкровельная конструкция обработана огнезащитным составом. Прежнее кровельное покрытие целиком удалено и на его место легло новое – из оцинкованной стали. Облагороженный вид получили слуховые окна и дымовые трубы, заново сделаны дымники. Наконец, вся крыша получила ограждение с ходовыми мостиками, лестницами и снегозадержателями.
В должный порядок приведена и металлическая ограда дома со стороны Милютинского переулка, а въездные ворота были вывезены в специальную мастерскую и после реставрации всех их элементов возвращены на место.
Весьма уютной выглядит теперь дворовая территория. Здесь уложено новое покрытие из брусчатки, у существовавших деревьев и кустарников постелен газон, установлены скамейки и урны.
Всё это позволило вернуть зданию, числящемуся объектом культуры регионального значения, первоначальный облик и приспособить его под современное использование.
________________________________________________________________________________
«ЛГ»-досье
В 2021 году ГлавУпДК при МИД России было признано лауреатом конкурса «Московская реставрация – 2021» за реставрацию дома в Милютинском. Награду из рук Мэра Москвы Сергея Собянина получил и.о. начальника ГлавУпДК Вячеслав Фатин.