«Чем будете удивлять в новом году?»
Этот простенький вопрос мы адресовали первым лицам всех интересующих нас каналов – кому напрямую, кому через пресс-службы, рассчитывая на короткие, концептуальные
и по возможности весёлые ответы. Дополним их нашими комментариями и таким образом подведём итоги прошедшего телегода.
, продюсер-начальник службы документальных фильмов:
– За всю Одессу, где канал так удачно расправился в конце 2007-го с бандитизмом – то есть за весь канал не скажу: есть начальство повыше, – но по нашему департаменту новинки будут. Кстати, совпадение или нет, но наше знакомство с компаниями – производительницами документальной продукции мы обычно тоже начинаем с вопроса: «А чем удивлять будете?» Так что и для нас, и для них, наших партнёров и друзей, каждый новый документальный проект – это ситуация сродни новогодней. Без этого ожидания и готовности сделать для зрителя каждый фильм событием, «попасть» в его личную память, его биографию, настроение и так далее вообще за документальное кино лучше не браться.
Надеемся, что в 2008-м мы этих ожиданий наших зрителей не обманем. Чтобы не впасть в занудство и не перечислять все блюда нашей новогодней кухни, скажу лишь, что пища будет и вкусной, и здоровой, как всегда, и кроме горячего на сей раз на столах появятся и горячительное (это непременно), и экзотические закуски, и изысканный десерт.
Если посерьёзнее – то вот для интриги несколько загадок на сообразительность (проверить себя зритель сможет очень скоро, когда фильмы появятся в эфире) – спонтанные и примерные выдержки из анонсов, которые обычно предваряют документальные картины на телевизионных каналах, ну например:
«Есть мир непознанного. Есть то, что неподвластно разуму. Против чего пасует формальная логика. Но мы заглядываем за горизонт...» Или:
«Мы помним их роли, мы поём их песни, мы завидуем им. Но мы не знаем, какой ценой достаётся им успех...» Или:
«Ими становятся внезапно – под давлением обстоятельств. Или сознательно, расчётливо, с надеждой на призрачные блага и лучшую жизнь...» И т.д. и т.п. – и так уже много секретов выболтал. В общем, планов много, идей ещё больше. Удивим – хорошо. Не разочаруем – тоже неплохо. Смотрите нас три раза в неделю – по вечерам. А кто проспит – с утра пораньше. Там – всё лучшее в повторе, да ещё и с субтитрами.
С Новым годом!
Я очень рад, что на наш новогодний вопрос отвечал именно Сергей Николаевич Алексеев, который (надеюсь, вы помните) лет 15 назад был, на мой взгляд, лучшим российским телеведущим. Сейчас он возглавляет «службу документального кино» канала и героически противостоит «желтухе», которой тяжело болеет всё наше ТВ. «Россия» не поддаётся, напротив, задаёт в этом жанре высокую художественную, историческую и нравственную планку.
Говоря о кинопоказе канала, отметим, что прошедший год начался рождественской демонстрацией «Острова» (фильм финансировался «Россией», и рейтинг, к удивлению многих воинствующих телебезбожников, имел рекордный). Опять самая высокая планка. Мне кажется, что сериал «Завещание Ленина» по прозе выдающегося русского писателя Варлама Шаламова до этой планки не дотянулся. Благородная задача рассказать правду о мучениках ГУЛАГа обернулась безысходным, порой унылым повествованием о мордатых садистах-вертухаях и сдавшихся доходягах. Нет, в реальной жизни были и не сдавшиеся, прежде всего сам Шаламов, были выстоявшие, но создателям ближе либеральный миф о России как о стране обречённой, сломленной и навсегда во всём виноватой.
Безусловно, отвратительны репрессии, большевистский террор, тотальное насилие досталинского, сталинского и послесталинского периода, но когда г-н Брилёв, представляя фильм, говорит, что тогда полстраны сидели, а полстраны охраняли, то это свидетельствует об удручающем невежестве и полном незнании собственной истории. Создатели фильма обращались к современникам с призывами к покаянию, но трудно поверить в их искренность, потому что они сами не покаялись перед дочерьми, внуками и правнуками Ульяна Хренова, героя Колымы, оболганного ими в этом фильме (см. жаркую дискуссию о фильме в «ЛГ» ‹ 25, 27).
Пару месяцев назад я говорил об этом с главным нашим правозащитником среди журналистов Алексеем Симоновым, тоже сильно пострадавшим от телевизионщиков, которые исказили образ его отца («Звезда эпохи» и т.д.). Алексей Кириллович согласился с тем, что создателям «Завещания Ленина» необходимо просить прощения у оскорблённых ими колымских страдальцев. Он обещал поговорить с Николаем Досталем. Не знаю, поговорил ли, но извинений не было. Призывы к покаянию даются легко, а вот личное покаяние…
Что касается последней премьеры «России», то хочу отметить обстоятельство, мимо которого прошли многие критики или сочли его чем-то само собой разумеющимся. Русские артисты в «Ликвидации» играют персонажей других национальностей с удивительным тактом, теплотой и даже любовью, с тонким проникновением в национальный характер. В фильме передана замечательная атмосфера дружбы народов, фронтового братства, особенно свойственная «советскому интернационалу» после его Великой Победы в войне с интернационалом нацистской Европы (против СССР воевали не только немцы и австрийцы, но и румыны, финны, итальянцы, венгры, словаки, эстонцы…). Возможно, история из жизни отважных сыщиков и романтических злодеев чересчур мифологическая, возможно, там слишком много нестыковок и ляпов, но в ней есть сердечность, вера в справедливость и тоска по, к сожалению, утерянному в последние годы доверию между «детьми разных народов». В этом, на мой взгляд, неоспоримая удача фильма.
Успехов «России»!
, главный продюсер ОАО «ТВ Центр»:
– В новом году удивлять мы будем прежде всего сериалами. Да-да, в феврале канал ТВ Центр запускает линейку своих премьерных сериалов. Будут все жанры, все звёзды... Я надеюсь, зрителям они понравятся.
, ведущий программы «События. 25-й час»:
– Я удивлю уже тем, что буду работать так, как и работал. Когда узнают, что нашей программе уже 8-й год, что 8-й год в одно и то же время суток мы, комментируя политические и общественные события, выходим в эфир с одним и тем же брендом, некоторые округляют глаза: «Неужели это возможно? Не собираетесь ли вы писать книгу по этому поводу?». Я говорю: «Нет, не собираюсь, продолжаю работать и надеюсь работать дальше». Вот что удивительно! С наступающим Новым годом!
Мы писали об последних удачах ТВ Центра: «История государства Российского», «Сто к одному», «Фабрика мысли» (сейчас передача выходит в формате, более близком к отечественным изобретателям, и с живым, «нелицензионным», неравнодушным ведущим Михаилом Кожуховым), об остром и страстном «Бойцовском клубе», который, к сожалению, приостановился и толком не возродился... Другие премьеры 2007 года мы, помнится, резко критиковали. Прошло время, и если программа «Ничего личного» интеллигентски стагнирует, так толком и не родившись, то «Скандальная жизнь с Ольгой Б.», на мой взгляд, от первоначального шумного эпатажа развивается в сторону демократического, народного шоу, в котором идёт неравнодушный разговор о том, что касается всех. Эта передача реально помогает реальным людям разбираться и решать реальные насущные проблемы, которые ранее как-то ускользали от внимания продвинутых телевизионщиков.
Удач!
Юбилею досточтимого канала «Культура» мы недавно посвятили всю страницу ТелевЕдения (№ 44). Помещаем здесь благодарственное письмо главного редактора канала и ответ на заданный вопрос одного из уважаемых телеведущих канала:
Хотелось бы выразить глубочайшую благодарность «Литературной газете» за Ваше сердечное поздравление с нашим юбилеем.
Ваше признание творческого и профессионального успеха телеканала «Культура» много значит для нас. От всей души надеемся, что наш телеканал будет радовать Вас и в будущем.
– Любая эпоха русской жизни достойна удивления. В наступающем году на очереди «Вершины и бездны Серебряного века». В самом деле, чего мы только не натворили в это достославное время! До сих пор России аукаются его свершения.
Однако говорить о «безднах» в канун Нового года не хочется, хочется говорить о вершинах. Одна из главных русских вершин – это красота как источник радости. Радости настоящей, подлинной, а не той, которой перекормило зрителя наше суперкоммерческое ТВ. А что если нам собраться с духом и в наступающем году как-то умерить потребление всякого рода суррогатов – развлекательных и информационных в том числе. В конце концов чего не сделаешь ради настоящей радости.
Всего доброго!
, генеральный директор ОАО «ГТК «ТВ Столица»:
– Наш канал в новом году станет, быть может, менее столичным, но зато – более московским. Мы не стремимся охватить максимальную зрительскую аудиторию, а будем работать для горожан и для гостей Москвы.
Мы окончательно убедились в том, что Москва – это город москвичей, а не только тех, кто ими управляет. Наша задача – не вещание, а сотрудничество.
В новом году зрители смогут сами формировать содержание телепрограмм, ежедневно выбирая тему дня.
Наша цель – увидеть город вашими глазами. С наступающим, дорогие москвичи!
Полагаю, что декларация руководителя канала уже осуществляется. И сейчас в «Столице» есть что-то свежее, некоммерческое, человеческое, городское, московское. Радостно как-то, что здесь на вас не наседают телезвёзды, оккупировавшие главные каналы, а появляются свои, неподдельные, искренние ведущие.
Кроме того, «Столица» недавно поразила тем, что отважилась на показ премьеры сериала по мотивам пророческого романа Достоевского «Бесы». Честно говоря, я ожидал полного провала: режиссёр – дебютант, к тому же немец, как он поймёт и интерпретирует великий русский роман-предупреждение? Приготовил даже на этот случай заголовок «Бесы в городе», но он не пригодился. Мне кажется, этот фильм хоть и будет наверняка раскритикован нашими уважаемыми достоевсковедами, но получился серьёзным, спорным, но очень интересным. Мне понравились откровенно театральный приём экранизации и многие артисты: например, Колокольников, неожиданно мощно сыгравший Ставрогина (вот кто, на мой взгляд, мог бы конгениально воплотить образ Раскольникова в, к сожалению, не совсем удачной премьере Первого), и щемящее исполнение роли старого Верховенского Леонидом Мозговым, и работы Купченко, Стычкина, и вообще весь неожиданный образный строй фильма.
Приветствую «нестоличность» «Столицы», её ориентацию не на рейтинг любой ценой, а на интересы горожан.
, генеральный директор ТРК «Петербург – Пятый канал»:
– Удивлять начнём сразу после боя курантов, с первых минут 2008 года.
В ночь с 31 декабря на 1 января на Пятом канале «наш пароходик отходит в светлое прошлое», в котором салат «оливье» был главным новогодним блюдом, водка стоила три шестьдесят две, а ржаной круглый – 14 копеек. Когда дорогой Никита Сергеевич, Леонид Ильич или Юрий Владимирович заканчивали перечислять победы очередной пятилетки, когда куранты били полночь и мы могли выпить по первой и сразу по второй… Возьмём гитару и, надеюсь, вместе с вами, как раньше, будем петь Песни Нашего века. На Пятом в новогоднюю ночь – Андрей Макаревич, Сергей Никитин, Александр Городницкий, Олег Митяев, Юрий Кукин, Александр Розенбаум и их лучшие песни. Посидим душевно, как когда-то… Ведь нам есть что вспомнить и о чём спеть.
31 декабря в полночь на капитанском мостике нашего пароходика – Николай Фоменко и Ирина Мазуркевич. Не забудьте, встречаемся в Новый год на Пятом. И не говорите потом, что в новогоднюю ночь по всем каналам показывали одно и то же…
А сразу после Нового года – наши лучшие фильмы из цикла «Живая история» – то, что вы ещё не знаете о Кареле Готе, Бисере Кирове и Марыле Радович, о советских ресторанах и традициях застолья.
В программе «Пять песен на Пятом» новогодние песни запоют ведущие наших программ – Татьяна Устинова споёт о Снегурочке из «Ну, погоди!», Андрей Бильжо с Аллой Довлатовой – «Три белых коня», Татьяна Пушкина – «А снег идёт…», Алексей Суханов и Николай Фоменко – самые знаменитые и любимые с детства песни о ёлочке.
И конечно, новогодние подарки нашим телезрителям – самое хорошее кино на Пятом уже в январе 2008-го – «Бриолин» с Джоном Траволтой, фильмы с Мэрилин Монро, Одри Хепбёрн и Аленом Делоном. С января по средам – комедии Вуди Аллена. А уже в феврале впервые в российском телеэфире – вся бондиана: фильмы о Джеймсе Бонде каждую субботу на Пятом.
С Новым, счастливым годом!
К сказанному добавить нечего, мы желаем самому молодому федеральному каналу всего самого доброго, а главное – оставаться питерским, то есть удивлять петербургским стилем, аристократизмом, демократизмом и интеллигентностью.
Не все из руководителей каналов, к сожалению, оперативно откликнулись на наше гостеприимное предложение концептуально и весело проанонсировать свою дальнейшую творческую жизнь.
Первый канал, а также НТВ, РЕН ТВ и, к сожалению, «Звезда» не откликнулись вовсе. Но мы не оставим их без внимания и начнём с того, что приведём новогоднее высказывание Константина Эрнста. Хоть оно и годичной давности, но настолько принципиальное, концептуальное и честное, что грех не поразмышлять над ним.
:
– Я, честно говоря, всегда относился с подозрением к требованиям, чтобы телевидение воспитывало, мобилизовало или кого-то поднимало на что-то. Я думаю, что задача телевидения – информировать, развлекать и давать собственно материал для размышлений (из интервью «Эхо Москвы»).
Да, согласимся: Первый канал не воспитывает (то есть не влияет в положительном смысле), да, не поднимает, то есть опускает, да, не мобилизует ни на что полезное, а также разумное, доброе, вечное, а что всё-таки воспитывает?..
В американском первоисточнике лицензионной «Минуты славы» ищут и восхищаются народными талантами, у нас же специально отбирают из множества самородков тех, кто почуднее, вроде «розового бегемотика», и тащат их на сцену. Просто виртуоз-баянист не нужен, а вот если он будет играть вверх ногами да ими же ещё и выстукивать собачий вальс на рояле, то-то будет прикольно. А потом… Потом ведущие принародно глумятся над искателями минутной славы: Мартиросян – с мягким армянским юмором, а известная писательница, однофамилица Льва Николаевича, – по-русски, со всей, простите, дури – так, что один из участников шоу после её презрительной отповеди, приехав к себе на родину, взял и… удавился. Такой вот шоу-бизнес, ничего личного, личностного… Искусство требует жертв. Заметим, человеческих.
В «Розыгрыше», «Короле ринга» и прочих экстремальных шоу жертв покамест не было – стрессы, сердечные приступы, реанимация у Пельша – да, но трупов не было, теперь есть. Допрыгались, добегались, доскакались.
Приведём также высказывание другого телеруководителя.
, гендиректор НТВ:
– НТВ – это коммерческая компания, очень жёстко нацеленная на производство рейтингов, которые дают возможность получать компании прибыль. И поэтому для нас рыночный критерий – основной в нашей деятельности. Каких-либо других задач мы перед собой не ставим (из интервью «Ъ»).
Удивительное признание. Когда телевидение – только бизнес, да с такой сумасшедшей нормой прибыли, то телекапиталисты готовы на всё ради рейтинга. На «Русские сенсации», «Суку-любовь», «Короля ринга», «Дом-2»... Вот такое обострение классовой борьбы не по Марксу, не по Сталину, а по Эрнсту или Кулистикову. Телевидение без общественного контроля, развлекая, болтаясь между поясом и плинтусом, убивает не только конкретного человека, но и всё живое, доброкачественное, что в зрителе есть или должно быть: например, веру в то, что успеха в жизни можно добиться только благодаря труду, а успеха на телевидении – таланту и профессионализму, а не близости, например, к Алле Борисовне. В передаче «Две звезды» – замечательные песни, поющие и непоющие артисты выкладываются и раскрываются совершенно неожиданно и талантливо. Но зачем «Аллуся» постоянно намекает на свои отношения с «Максимкой», а тот так часто апеллирует к «нашему Боре» Моисееву?
Мы много писали о «развлекалове» Первого и НТВ («Голову ему оторвать», «ЛГ», № 33–34), и вот в преддверии Нового года и Рождества мы просим прощения за резкости и смиренно желаем руководству каналов вернуть голову на место, вспомнить о Боге (это я, конечно, перебрал, но вдруг) и понять, что чисто коммерческое ТВ, конечно, приносит высокий доход хозяевам и топ-менеджерам, но… вредит обществу, главное – тому самому пресловутому молодому поколению, которого изобретательно воспитывают чёрт знает кем: циниками, извращенцами, пофигистами...
А что, если поставить во главу угла не интересы отдельной компании, а интересы страны? «Газпром» и так феерически богат, зачем ему ещё рубить бабки на растлении малолетних телезрителей? Зачем Владимиру Потанину ещё и ТВ-3 да «2 х 2»? Крупные корпорации, учитывая их на глазах растущую социальную ответственность, как раз могли бы потратиться на создание рейтингового, но качественного и нравственного ТВ. Да, оно стоит дорого, дешевле привлечь внимание зрителей маньяками, трансвеститами, матерком разнообразных клубных резидентов и постельными приключениями домушников и фабрикантов. Чисто коммерческое, без социальной ответственности телевидение не имеет права быть в открытом доступе. Пусть тот, кто хочет насладиться чем-то маргинальным, платит за это деньги.
Вынужден повторить то, о чём писал неоднократно. У нас великая культура, прекрасная страна, талантливый народ, но в «ящике» народ не видит ни себя, ни страны, ни культуры. Он достоин лучшей ТВ-участи.
Желаю телезрителям появления наконец общественного совета (вроде тех, которые существуют на ТВ во всех цивилизованных странах), который мог бы противостоять «тлетворному влиянию гауляйтера Рейтинга».
P.S. И ещё одно секретное пожелание. По возможности «не лезьте в ящик», есть жизнь и вне его. С наступающим!