Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Аварийные и руинированные

01 января 2007

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Не останется ли от наших памятников одна только память? 

Первое, что моментально приходит на ум при попытке подвергнуть эту ситуацию какому бы то ни было анализу, – это хорошо известная идиома о трагически травмированном при наличии аж семерых воспитательниц дите. Кто у нас только не занимается кризисно назревшей проблемой охраны и сохранения культурного наследия? Да решительно все! И государство, причём в лице сразу двух ветвей своей власти – и законодательной, и обильно разветвившейся (в части, касающейся непосредственно данной материи) исполнительной. И все без исключения субъекты Российской Федерации (правда, отдельные из них, как известно, включаются в дело с таким ярым рвением и – раззудись, плечо! – азартом, что уж лучше бы, честное слово, оставили всё как есть, то бишь тихо и спокойно саморазрушающимся). И всякого рода специально на сей предмет существующие органы, комиссии и чиновные организации. И организации общественные, всё бьющие и бьющие в набат, причём некоторые из них, похоже, занимаются этим сугубо из самолюбования. И многочисленные неравнодушные частные лица, притом что кое-кто по своему авторитету и административному ресурсу вполне может потягаться с возможностями иной организации. 

Одним словом, с виду ничуть не брошены наши памятники истории и культуры на произвол судьбы, шуму, разговоров, споров вокруг них много, порой даже в избытке… А между тем к громадному количеству того, что называется объектами этого самого культурного наследия, по всей стране всё более широко применимым становится печальное словосочетание «мерзость запустения». Это – в лучшем случае. В худшем же – объекты просто перестают существовать: де-факто или вследствие особо решительной реставрации де-юре. 

Надо ли упоминать о банальнейшей причине? Нет денег. Вот и на специально созванном не так давно ответственном совещании в рамках «Правительственного часа» приглашённые в Госдуму представители Минкульта, ФАККа и Росохранкультуры говорили всё больше о финансовой стороне вопроса, озвучивали цифры и проценты. 

На реставрацию всех памятников федерального значения в этом году выделено всего два с небольшим миллиарда рублей, сказал руководитель Федерального агентства по культуре. Сумма, ежегодно выделяемая из госбюджета на их содержание, составляет не более 15 процентов от необходимой, сообщил министр. 

На один предмет искусства тот же федеральный бюджет сегодня «кладёт» по 235 рублей, а региональный в среднем – вообще 22, в то время как за рубежом на него тратят сумму, эквивалентную двум тысячам наших дензнаков. Это информация от Михаила Швыдкого. А Александр Соколов, говоря о «разрушении реставрационной сферы», упомянул, в частности, о том, что лишь у 10 процентов реставраторов теперь имеется профильное образование. 

Что же до главы Росохранкультуры Бориса Боярскова, то он апеллировал не столько к разуму, сколько к чувствам, выступал эмоционально, в частности, говоря о таком принимающем характер катастрофы явлении, как нынешний строительный бум: в охранных зонах вплотную, а то и на месте объектов архитектурного наследия он ведётся особенно ударными темпами, а местные власти, вместо того чтобы застройщикам препятствовать, мешают федеральным чиновникам с ними бороться. 

Стоит ли после этого удивляться, что почти треть памятников у нас пребывает в аварийном состоянии, а состояние десятой их части определено как «руинированное». 

С 1 января будущего года положение дел, как кто-то прекраснодушно надеется, в корне поменяется. Упования, если кто не в курсе, связаны с передачей части нашего общего достояния в частные руки. Дескать, новые владельцы (которые прежде всего не преминут объявиться в необходимом громадном количестве) преисполнятся чувства ответственности, засучат рукава – и… вырастет на нашей земле сад куда прекрасней прежнего. Но, во-первых, последнюю пьесу Чехова, надо полагать, хорошо помнят все, а во-вторых, возникает вопрос: чего ради этим новоявленным Ермолаям Лопахиным взваливать на себя такую обузу? Ими ведь момент ностальгический плюс настроения, условно говоря, «реваншистские» в первую голову двигали, а теперешние капитальщики в оградах этих усадеб и за стенами этих особняков не взрастали. А насчёт того, чтобы средства с умом и пользой вложить, сегодня особых сложностей не возникает. 

Так что на сей раз приходится принять на веру и согласиться с неутешительным прогнозом М.Е. Швыдкого, полагающего, что после принятия соответствующих нормативных актов дай бог, если один процент среди всех памятников обретёт реальную привлекательность для инвесторов. А о том, какая судьба может ожидать эти объекты (по определению – наиболее значимые, выдающиеся, хорошо сохранившиеся), думать даже не хочется. Достаточно лишь отметить, что на последнем хозяйственно-экономическом активе Москомнаследия (а Москва, кстати сказать, это один из только лишь девяти российских регионов, где в принципе существуют структуры, ответственные за сохранность историко-культурных памятников) мэр города всерьёз грозил «недобросовестным арендаторам, которые не выполняют обязательств», устройством нескольких показательных процессов и последующим отъёмом у них исторической собственности. Речь, ещё раз подчеркнём, идёт об арендаторах. Пока об арендаторах… 

По всему выходит – очередной тупик. Безвыходная ситуация и перспективы, как водится, в лучшем случае туманно-расплывчатые, в худшем – пугающие. Депутат Госдумы В. Варенников – тот вон ввиду всего этого, донкихотствуя, предложил на восстановление памятников пустить деньги из Стабфонда. До такого мы, понятное дело, не опустимся, но что-то предпринимать, несомненно, надо. Дабы не оказаться в обозримом будущем уже посреди тотально руинированного пейзажа. В состоянии внутренне аварийном.

Отдел «ИСКУССТВО»

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS