Василий Шукшин: жизнь в кино: Сборник документов / Сост. Коротков И.А., Огнева Е.В., Фомин В.И. – Барнаул: Изд-е ГИМЛИКА, ОАО «Алтайский дом печати», 2009. – 352 с.: ил.
Есть люди, к которым не только обычные мерки неприменимы, но и какие-то особые, персонально для них предназначенные, сконструировать чрезвычайно сложно. Если вообще возможно. То, что Василий Шукшин принадлежал именно к этой породе, вроде бы сомнений не вызывает. Когда говорят о нём самом, о том, что им сыграно, снято и написано, во главу угла ставится умение заставлять вибрировать самые тихие, потаённые струны души. Представить себе, что этот редкий дар можно «раскладывать» на сухие строчки официальных документов, можно только ценой изрядного напряжения собственного воображения. Даже при условии, что ты понимаешь – Шукшин творил в такие времена, когда задокументировать можно было всё, что угодно.
Внушительных размеров фолиант «Василий Шукшин: жизнь в кино» – это больше сотни документов, бережно собранных его земляками, сотрудниками Государственного музея истории, литературы, искусства и культуры Алтая, а также обнаруженных ими в других почтенных музеях и архивах – Союза кинематографистов, ВГИКа, «Мосфильма» и Киностудии им. Горького, РГАЛИ, Государственного центрального музея кино. Эта «база данных» может стать фундаментом для самых разнообразных по акцентам и направлениям исследований феномена Шукшина.
Четыре раздела – четыре «папки» своеобразного «личного дела»: учёба во ВГИКе, режиссёрские работы, актёрские работы и экранизации его произведений. Статьи и интервью самого Шукшина, отзывы критики – это та верхушка айсберга, которая до недавнего времени была доступна большинству почитателей его таланта. Подводная часть была известна только специалистам, да и то не всем и не до конца: стенограммы заседаний редакционных советов киностудий, на которых обсуждались сценарии его будущих фильмов, решения о включении их в тематические планы, акты об окончании работ, докладные по поводу корректив, внесённых в уже отснятый материал. Последние читать особенно любопытно. Директор Киностудии им. Горького Г. Бритиков докладывает зампреду Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР товарищу В. Баскакову о том, что из картины «Живёт такой парень» «целиком изъята мысль о незаслуженно забытых героях». Но это ещё что.
В пояснениях к докладной записке по «Калине красной» режиссёр Шукшин отчитывается о проделанных им монтажных исправлениях: «убрана обнимающаяся пара в «малине», «из сцены в чайной убрана толстая женщина», а «заключительный план матери Егора (с мухой на собаке) заменён другим дублем – без мухи». Те, кто работы Шукшина сегодня изучает во ВГИКе, сочтёт это чистой воды абсурдом. Для тех, кто хранит благодарную память о его фильмах, – это привычные реалии той жизни, которой некогда жила вся большая страна под названием СССР. На этот счёт можно негодовать, можно снисходительно улыбаться, но не стоит забывать о том, что в той стране деревенский парень, у которого за спиной были автотехникум и «карьера» слесаря-такелажника и строительного рабочего, был принят во ВГИК. На вступительном экзамене во ВГИК абитуриенты должны были написать сочинение на тему «Вестибюль ВГИКа. Лето. Настоящие дни». Свою работу Шукшин озаглавил «Киты, или Как мы приобщались к искусству». Текст этот есть в сборнике. Вердикт приёмной комиссии гласил: «Хотя написанная работа не на тему и условия не выполнены, автор обнаружил режиссёрское дарование и заслуживает отличной оценки».