Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 июля 2017 г.
  4. № 29 (6607) (26.07.2017)
Общество Интервью

Автора – на сцену!

26 июля 2017

Как нам исцелиться через песню


Авторская песня – жанр демократичный. Затраты, сопоставимые с бюджетом программы «Голос», не нужны. Нужен лишь зритель, способный оценить ваши музыкальные данные плюс умение складывать слова в честные, интересные людям тексты.
Об основных вехах авторской и дворовой песни, о её целебных свойствах и дальнейшей судьбе мы говорим с Элеонорой Филиной (на фото). В 90-е с «отцом» Чебурашки Эдуардом Успенским она вела цикл радио- и телепрограмм «В нашу гавань заходили корабли», где известные артисты, а потом и простые граждане, вспоминали дворовые, жанровые и прочие «сугубо народные» песни.

Передача пользовалась, без пре­увеличения, огромной популярностью. Неоднократно её «настигало» и официальное признание – дважды она удостаивалась премии «ТЭФИ». К огорчению телезрителей, в 2011 году – по ряду объективных и субъективных причин – программа была закрыта. Сегодня экс-ведущая вновь собирает вокруг себя таланты – в надежде возродить и вернуть на телеэкраны традиции авторской и дворовой песни...


– Знаете, не случайно всё-таки Евтушенко сказал: «Интеллигенция поёт блатные песни…». В своё время в «Нашу гавань» заплывали такие мощные «крейсеры», как Зиновий Гердт, Юрий Никулин, Ролан Быков, Юрий Любимов, Марк Захаров… И все они с огромным удовольствием вспоминали и пели дворовые, зачастую блатные, по-хорошему «хулиганские» песни.

Вообще, по этим песням, как по раскопкам, можно проследить почти столетнюю историю России – с конца XIX до конца XX века. Но к нынешнему тысячелетию жанр дворовой песни развиваться почти перестал – по причине исчезновения «дворовой» культуры.

Я убеждена: спрос на честные и юморные песни у нашего народа в крови. Они скрашивали людям тяжёлую – в бытовом и прочих отношениях – жизнь. Были для них неким «клапаном для выпускания пара». И в этом – их уникальность.

– Проект «Музыкальная гавань Элеоноры Филиной» – это совершенно другой формат?

– Идею создать «виртуально-реальный» музыкальный проект я считаю удачной, потому что сама получаю от него колоссальное удовольствие. Кроме того, наши концерты имеют психотерапевтический эффект. Недавно ко мне подошла женщина и поблагодарила за то, что после нашей творческой встречи у неё… прошёл псориаз!

Концертная практика у нас отработана ещё с 90-х, когда программа встречала зрителей в политехническом музее. Конечно, сегодняшние концерты – преемники «Нашей гавани», но копией той передачи их не назовёшь. Хотя бы потому, что есть интернет: «просто зрителей» он превращает в «соучастников».

К тому же, у нас не совсем концерты – скорее, мини-лекции с иллюстрациями. Песни я предваряю рассказом об истории их создания. А после исполнения у зрителей есть возможность подискутировать: каждый может подсказать свой вариант той или иной строчки.

Кстати, в «Нашей гавани» – программе «старого розлива» – авторская песня почти не звучала: границы «дворового» жанра были чётко обозначены редакцией. Все другие ниши были заняты: влево шагнешь – шансон, вправо – барды… Сегодня же крен наметился в сторону именно авторской песни.

Наш песенный жанр – как барометр: он чутко реагирует на состояние общества. Так, в брежневский период дворовых песен было мало – зато наступил расцвет студенческих. Это неудивительно: в институтах объявлялись бесконечные «картошки», на предприятиях бурлила самодеятельность. Несмотря на тотальный дефицит, родилось и немало застольных песен – так называемые «застойные застольные».

Я считаю, каждый, кто написал хотя бы одну песню, заслуживает уважения. Если это человек с богатым внутренним миром, его интересно слушать многим. А если он, к тому же, умеет «зацепить» слушателя, – его песням вообще нет цены. Ну, а барды – это уже «высший пилотаж»: Окуджава, Городницкий, Галич, Высоцкий.

Ни секунды не сомневаюсь в том, что такие таланты есть и сейчас. Проблема в том, что им практически негде себя показать. Я ведь и бьюсь за то, чтобы дать им этот шанс. Вы сами видите, что происходит сегодня на телевидении... Даже «Голос»… Я, конечно, люблю эту программу за то, что вижу в ней людей, которые поют не хуже (а многие даже лучше!) наших мелькающих на экране «звёзд». Но куда же эти «новые голоса» исчезают?..

– А какие песенные темы сейчас особенно популярны?

– Тексты «на тему» пишутся тогда, когда происходят глобальные события. Сейчас неспокойное время – вокруг бурлят конфликты, ТВ непрерывно вещает о военных действиях... Хотя всё это творится не в нашей стране, все мы генетически помним, что это за штука такая – война... Вообще, эта тема несёт в себе столь мощные эмоции, что они неизбежно выплескиваются в песнях. Сейчас как раз и происходит «всплеск» таких текстов... Поэтому в марте я объявила старт «Всероссийского конкурса авторской военно-патриотической песни». Его участником мог стать каждый. Главным условием было желание поделиться чем-то важным, идущим от сердца, – а не просто зуд побренчать на гитаре перед камерой!

Кстати, финал конкурса прошёл в Театре Российской армии при полном аншлаге. Жаль, что нас снимало только Интернет-ТВ. Надеюсь, что следующий конкурс получит больший резонанс – за счет внимания к нам центральных телеканалов.

Работая на радио, а потом на ТВ, я была безумно счастлива – понимала: мы делаем что-то важное. Подтверждением тому были мешки писем. Правда, теперь я понимаю: много хорошего происходило не благодаря, а вопреки маховику, который управляет и радио, и «большим» ТВ.

Печально, но этот принцип работает на ТВ и по сей день! Ну как иначе объяснить, что программа, которую многие до сих пор помнят и надеются на её возвращение, программа, которая и сейчас давала бы отличные рейтинги, – в эфир пробиться не может?! Зритель, которого погружают в бесконечные дрязги, депрессии и ужасы, становится заложником чьих-то коммерческих интересов…

– Элеонора, давайте перенесемся на «машине времени» в прошлое – в программу «В нашу гавань заходили корабли».

– Всё началось в далёком 1991-м на радио «Россия». Лишь через восемь лет мы переместились в телеэфир. За эти годы наша программа превратилась в некий всесоюзный «клуб» – меня не покидало ощущение, что вся страна занимается сбором и «оживлением» песен. Свою лепту внесли и многие известные люди – актёры, певцы, даже политики. Иногда одна и та же песня – причём, в разных вариантах – «приезжала» к нам из разных уголков страны.

А попасть на программу помог случай. Сначала судьба мне улыбнулась, подарив шанс работать на Всесоюзном радио, а вскоре я попала на радио «Россия», где только что запустилась программа «В нашу гавань», которую вёл Эдуард Успенский. И её уже… хотели закрыть! Как оказалось, на то были причины: Эдуард Николаевич – талантливый писатель, но в общении человек сложный, некоторые коллеги «по цеху» даже отказывались с ним работать! Но в тот момент я этого не знала: просто мне сказали, что «надо помочь, а то программа закроется» – и я согласилась.

Попав на радио, я сразу поняла: это моё! И на долгие двадцать лет передача стала смыслом жизни. Первое время исполнять песни мы приглашали актёров – в те годы у нас в гостях побывали многие знаменитости: Ирина Муравьева, Владимир Меньшов, Зиновий Гердт, Григорий Гладков… А тексты приходили в письмах, я, как редактор, их просматривала, делала подборку для выпуска. Конечно, ноты мало кто присылал: если текст нравился, мы звонили автору и просили напеть – и мелодию записывали на диктофон.

– Всё это было на радио. А как протекала «телевизионная» эволюция «Нашей гавани»?

– В телеэфир, на НТВ, мы пришли восемь лет спустя, в 1999-м. Тогда нам дали лишь краткое напутствие: «Делайте передачу». Тут-то всё и закрутилось! Я, вообще, считаю: когда творческому человеку дают свободу – тут только всё и начинается! К сожалению, «золотое время» кончилось – многие наши идеи стали потихоньку «придушивать»… Незадолго до закрытия передачи я предложила коллегам, чтобы мы ушли из эфира сами. Я говорила: «Ребята, поймите, ничто в этом мире не вечно. Ну, разве вы не видите, что программа загибается?» И она действительно загибалась – в основном под гнётом сыпавшихся «ценных указаний»…

Когда чёрная полоса понемножку «побелела», я поняла: всё, что накоплено за годы эфира, надо использовать – нельзя дать этому уникальному багажу пропасть зря! Вот тогда и родилась идея собственной «гавани». Этот проект задуман как некое «музыкальное пространство», где возможно всё, связанное с музыкой – и телепрограмма, и концерты, и конкурсы-фестивали...

Знаете, есть такая песня – «Не падай духом…» Её автор – Михаил Щербаков. Особенно мне по душе слова:


«Когда ты в пропасть падаешь с обрыва,

Когда картина, в общем, не ясна,

Ты не смотри на окружающих тоскливо –

Ведь ты ещё не долетел до дна!..»


Беседу вела Марина Никулина


Тэги: Действующие лица
Обсудить в группе Telegram

Марина Никулина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • C зонтиком против урагана

    08.05.2025
  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Антон Лубченко: «Я ведь по жизни – странник»

    1513 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS