Артём Рагимов
Технологии значительно сократили расстояние между высказыванием и аудиторией. Сегодня любой, у кого есть смартфон с интернетом, может быть и творцом, и критиком.
Мощные фильтры – издатели, редакции журналов, владельцы галерей утеряли прежнюю монополию. Раньше они стояли как привратники, и авторы стучались в их двери снова и снова, чтобы просто быть услышанными.
Теперь мы можем постучаться в любой экран – и это настоящая демократизация культуры. Каждый может опубликовать своё произведение или стать первым читателем, ответить автору напрямую.
В некотором смысле цифровая эпоха возвращает нас к истокам. К костру или городской площади – почти сакральному акту прямого разговора рассказчика и слушателей.
Стоит заметить, что до размеров площади сжимается не город или страна, а весь мир. Канадский философ Маршалл Маклюэн предсказал это ещё в XX веке (см. «глобальная деревня»). Сегодня поэт в России может мгновенно получить отклик от читателя в Казахстане. Индийский писатель может черпать вдохновение в современной китайской литературе. Границы, которые когда-то делили нас, размыты.
Но у этого технологического рывка есть свои минусы. На мой скромный взгляд, самый большой из них – упрощение. Владельцы платформ борются за деньги пользователей и рекламодателей, поэтому алгоритмы предлагают нам «быстрые углеводы». Произведения с низким порогом входа. То, что сразу цепляет, шокирует, залетает в голову.
Можем вспомнить и российского экономиста Александра Долгина. В «Экономике символического обмена» он описал проблему: бесконечное море контента и невозможность отыскать в нём самое ценное. В мире, где есть миллионы творцов и миллиарды работ, мы сталкиваемся с нехваткой времени, внимания и доверия.
Цифровая эпоха делает жизнь более многослойной. Даёт нам свободу самовыражения и шанс на прямой глобальный диалог. Но она также поднимает вопрос об ответственности за наши вкус и выбор. Ответственность за то, чтобы на главной площади глобальной деревни звучал осмысленный глубокий разговор.
Как находить то, что действительно ценно? Какие новые системы будут открывать настоящие таланты и помогать авторам расти – теперь, когда старые институты потеряли прежнюю силу?
В этом, я считаю, и состоит главный культурный вызов нашего времени, справиться с которым можно только общими усилиями – через серьёзный международный диалог.
Продолжение темы в статье "Наилучшая роль"