Всё выгорело начисто.
Вздыхающих полно.
Всё – кончено!
Всё – начато!
Айда в кино!
Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ
Детство ребят 50–80-х годов трудно представить без детского кино. Тогда поход в кинотеатр был одним из самых любимых занятий, а отечественная киноиндустрия выпускала десятки детских фильмов, среди которых встречалось немало настоящих шедевров. В 90-е годы ситуация резко изменилась, и многим стало казаться, что российского детского кино больше не существует. О проблемах детского кинематографа «ДВ» беседует с известным режиссёром и актёром Владимиром ГРАММАТИКОВЫМ.
– Владимир Александрович, что сейчас происходит с российским детским кино?
– Современного детского кино сегодня практически нет. Во-первых, из-за разрушения системы проката, развала в стране сети кинотеатров и, как следствие, потери зрителя. В последние два-три года подростки чаще стали ходить в кино, но в основном на американские, а не на отечественные картины. Надо сказать, что новых российских фильмов для детей очень мало, но даже их невозможно показать в комплексных кинотеатрах, в которых план киносеансов расписан на полгода вперёд. Тем более что структура детского проката у нас ещё не налажена.
Вторая причина – экономическая. Государство на детское кино денег не выделяет, да и предприниматели в эту область кинематографа вкладываться не хотят. К тому же важную роль играет реклама, а это, как правило, деньги, часто сопоставимые с бюджетом самого фильма.
Детская картина почти всегда дороже взрослой. Сказку или популярный сейчас жанр фэнтези делать малобюджетными бессмысленно. Потому что современный ребёнок не будет смотреть то, что технически плохо сделано: он же играет на компьютере, смотрит американские фильмы и видит технический уровень.
Для нашего детского кинематографа сегодня очень важно разумное соединение новых технологий с традициями (потому что американцы, даже если очень и захотят, не смогут снять «Морозко»). Детям очень важно, чтобы в фильме были какие-то эмоциональные человеческие истории. Но в современном формате. А это всё дорого.
Для детской картины нужна своя, отличная от взрослой, система производства и проката. И здесь должна быть государственная политика. Ведь тот факт, что премия Российской академии кино «Золотой орёл» не имеет номинации за детское кино, тоже говорит об отношении к детскому кинематографу.
– Но сегодня пытаются снимать для детей?
– Пытаются, но это невероятно сложно. Режиссёр снимает кино, но дальнейшей его судьбой не владеет. Её решают прокатчики, промоутеры и т.д. Поэтому может получиться так, что сил будет вложено много, а кино никто не увидит. Вот Леонид Нечаев, режиссёр «Буратино» и «Красной Шапочки», недавно снял фильм, который мечтал снять почти двадцать лет, – «Дюймовочку». А увидим ли мы его в широком прокате – неизвестно.
В 2003 году я экранизировал роман Лидии Чарской «Сибирочка» (десять серий). На мой взгляд, получилась картина для семейного просмотра, эмоциональная, сделанная в наших национальных традициях. Её показали три года назад по «Культуре». И всё. Тогда из этих серий я сделал фильм «Тайны сибирской княжны». Как сложится его судьба, я не знаю.
То немногое для детей, что сегодня снимается, часто нигде нельзя посмотреть. Поэтому многие режиссёры не хотят даже и браться за это дело. А ведь есть ещё мастера, которые умеют и знают, как снимать кино для детей.
– А телевидение сегодня может заменить детям кино?
– На телевидении с детскими передачами вообще катастрофа. В последнее время вроде бы началось какое-то шевеление – появляются кабельные детские каналы. Но то, что они вещают, – это всё или закупки, или наше старое кино и мультфильмы. А что такое национальный детский телевизионный канал? Это в первую очередь национальное производство: это свой герой, а не человек-паук или черепашка-ниндзя, это свои сериалы. А передачи для подростков? Их сейчас на нашем телевидении вообще нет. А ведь у современных подростков вопросов больше, чем у подростков 50–70-х годов. Но с экранов телевизоров им предлагают только открыть пивную крышку и под ней найти своё счастье.
– А может быть, достаточно тех детских фильмов, которые были сняты в советское время?
– Конечно, недостаточно. У современных детей новые законы восприятия. Разумеется, есть классические картины, которые можно смотреть вечно, «Золушка» например. А есть и такие, которые устаревают со временем. Например, «Не болит голова у дятла» или «Ключ без права передачи» – хорошие фильмы, но для сегодняшнего школьника они уже не актуальны. Сейчас другое время, другие дети, другие вопросы. Для современных подростков нужно делать картины о сегодняшнем дне.
– А сказки современным детям нужны?
– Всем детям нужны сказки. Они помогают ребёнку ставить перед собой на первый взгляд невыполнимые задачи, учат знать, что из трудной ситуации всегда есть выход. Сказка – это некий «предбанник» перед реальной жизнью.
– Я знаю, в «Артеке» и в «Орлёнке» вы проводили фестиваль детских фильмов?
– Да, это Фестиваль визуальных искусств. Начали мы его проводить в 90-е годы, когда нового детского кино вообще никто не снимал. В городах и сёлах клубы и кинотеатры были закрыты. И чтобы ребята не остались без кино, сначала в «Артеке», а потом в «Орлёнке» мы стали показывать им хорошие советские детские фильмы, причём не только сказки, но и такое кино, как «Иваново детство» А. Тарковского. Привозили туда на премьеры то немногое новое, что снималось для детей. А назвали мы этот фестиваль Фестивалем визуальных искусств потому, что кроме секции кино у нас были секции телевизионных детских программ и компьютерных игр.
– А сейчас этот фестиваль в «Орлёнке» существует?
– Да, и президент этого фестиваля – Дмитрий Харатьян. Сам же я вхожу в президентский совет Всероссийского открытого форума детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг» в «Орлёнке». Это новый фестиваль, и в этом году мы будем проводить его во второй раз. В течение года для участия в фестивале мы со всей страны собираем детей, которые занимаются кинотворчеством. Сегодня современные цифровые технологии дают ребятам возможность самим делать документальные, анимационные и даже игровые фильмы (надо сказать, есть удивительные работы). Это очень интересное направление. С помощью цифровых камер и компьютерного монтажа получаются почти эфирные копии, не то что раньше – единственная копия на восьмимиллиметровой плёнке, которая могла порваться в любой момент.
– Есть мнение, что современные дети уже потеряны для кинематографа, что у них клиповое мышление…
– Это заблуждение. У современных детей не потеряна эмоциональная жилка, а через эмоции с ними можно говорить обо всём. Только говорить нужно искренне и заинтересованно. Я видел, как дети смотрят «Сибирочку» – и переживают, и плачут. А прыгать и танцевать перед поколением современных ребят вовсе не обязательно – им не так важно внешнее. Сегодняшней молодёжи ставят диагноз, что это поколение проституток и наркоманов. Наверное, есть такие.
Но есть и другие – обычные ребята (они не обязательно должны быть победителями математических олимпиад), размышляющие, страдающие, думающие, которые нуждаются в нашей помощи. И как раз этим детям сегодня необходимо качественное современное кино, где назидательные вещи будут подаваться ненавязчиво и тактично… маленькими порциями, как в гомеопатии. Незаметно, шарик за шариком, можно напоминать детям (которые всё прекрасно понимают – не такие уж они безнадёжные) простые человеческие истины. Например, в картине «Тайны сибирской княжны» поднимается тема человеческого достоинства, а ведь в последнее время об этом совсем не говорят ни по радио, ни по телевидению.
– А как насчёт героя в детском кино?
– Героя сейчас нет. Он должен возникнуть из самой жизни. Когда будет реальная возможность для того, чтобы снимать детское кино, когда создастся определённая атмосфера, тогда и герой появится, и драматурги, и режиссёры найдутся. Сейчас, кстати говоря, ситуация меняется: люди гуляют больше и в кинотеатры ходят чаще. Тот период, когда все запирались у себя в квартире и смотрели видео дома, прошёл. Так что и расцвет детского кино, возможно, ещё впереди.
Беседовала
Владимир Александрович Грамматиков родился в Свердловске 1 июня 1942 года. Окончил актёрский факультет ГИТИСа, был актёром пантомимы, снимался в кино. В 1976 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа, где учился в мастерской Е. Дзигана, и стал режиссёром киностудии имени М. Горького. Первым полнометражным фильмом Владимира Грамматикова стала комедия «Усатый нянь», снискавшая большую зрительскую любовь. Среди самых известных работ режиссёра можно назвать фильмы «Шла собака по роялю», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Вера. Надежда. Любовь», «Мио, мой Мио», «Маленькая принцесса».