Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 ноября 2025 г.
  4. № 44 (7008) (05.11.2025)
Литература Многоязыкая лира России

Бадма – борец и силач Чуйской земли

Легенда

08 ноября 2025

Таукен Яйтынов

Публицист, фольклорист. Родился в 1951 году в с. Кокоря Кош-Агачского района Горно-Алтайской автономной области. Окончил Горно-Алтайский государственный педагогический институт. Работал директором Горно-Алтайского республиканского книжного издательства «Юч-Сюмер – Белуха». Почётный гражданин Республики Алтай. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Член Союза писателей России. Автор книг «Эрjинелу Эре-Чуй» («Жемчужина Алтая»), «Кеjегелу кеен Алтай» («Сокровенный Алтай»), «Jайалталу Чуй кабай» («Таланты Чуйской колыбели»).

* * *

Однажды в год Зайца золотисто-коричневой осенью мне довелось побывать в урочище Кам-Тытту-кем, что в переводе означает Урочище лиственниц шамана, где фонтаном бьёт целебный источник – аржан суу. Заметно, что люди приезжают сюда довольно часто. «Желающих полечиться целебной водой много, наверняка есть большая польза этих источников», – подумал я. Мои спутники, отдохнув вместе со мной и поклонившись целебному источнику, отбыли домой.

С древних времён Чуйская земля славится не только своей красивой природой, водами, травами и зверьём, но самым главным – благородными людьми. Они благословляли и поклонялись той волшебной земле, соблюдали традиции и обычаи своих предков. На этот раз нам посчастливилось побывать на летней стоянке – пастбище Кам-тытту-кем, где жил и работал чабаном простой труженик по имени Бадма Синдинов. По словам одного старожила, на этой самой летней стоянке Бадма-силач поднял серый камень треугольной формы и перекинул его через осёдланную лошадь. Это было чудо, живая историческая правда…

Раньше в Чуйской долине проводились различные спортивные состязания: бег на длинные и короткие дистанции, поднятие камня, стрельба из лука, метание булавы, конные скачки. Но особый интерес к борьбе кяреш. Богатыри из Чуйской долины боролись между собой, к ним приезжали борцы из соседней Монголии, Китая и Тана-Тувы. Часто побеждали местные борцы, такие как Саадак, Кабырга, Бултай, Садак-Чындый, Темир-Бука.

Наш Бадма был не только силачом, поднимавшим и кидавшим камни, но и искусным мастером борьбы кяреш. Был он среднего роста, крепкого телосложения, вёрткий, гибкий, удалой, а его мышцы играли ликами солнечных лучей.

Об одном случае с восхищением вспоминали земляки. В тот раз гости из Монголии пожаловали со стороны высокого перевала Согонолу. Остроконечные головные уборы всадников особенно топорщились на ветру. Впереди длинного каравана ехал знаменитый силач Чаган Чон-Батор. Новость быстро облетела здешние места:

– Чон-Батор едет! Чон-Батор едет!

Знатные зайсаны* Кош-Агача и Улагана всполошились. По урочищам спешно отправили гонцов: «Всем силачам без промедления явиться в местечко Эки-Ару и Эки-Терек». Надо было сообща выбрать самого достойного борца, который мог бы составить конкуренцию монгольскому силачу. Непростой гость этот Чон-Батор. Великий борец! Обе стороны ещё накануне договорились состязаться на большой поляне Кок-Ёргё (Бирюзовый Дворец).

Лучи солнца едва коснулись вершины Башту-Боры, как монголы шумной толпой двинулись к условленному месту. Много народу собралось в ложбине Эки-Терек ранним утром. Все с нетерпением ждали появления Чаган Чон-Батора. Не успели старики выкурить трубку, как со всех сторон раздались громкие крики: «Едут! Едут!» Каждый старался первым увидеть прославленного монгольского борца.

– Ох, и трудно же будет одолеть Чон-Батора, – говорили люди. – А наказать надо бы его. Больно уж он распоясался.

Понимающие толк в борьбе аилчане** подсказывали. «Эй-эй! Акыр-акыр! У Кабырга сил побольше. Пусть он борется. А Саадак где? Или он испугался иноземца?»

Из дальнего ряда раздался голос:

– Табунщик Бадма хочет испытать свою силу.

Судьи язучы со стороны Чон-Батора усмехнулись:

– Побеждённого земля поднимет. Если не боится, пусть выходит на круг. Только больно будет падать. Ха-ха-ха!

Аилчане одобрительно закивали головами:

– Бадма, мать-земля наделила тебя другим – крепким телом. Расправься с ним, как со щенком. Хи-хи-хи.

Удар конко колокольчика возвестил о начале схватки. Борцы бросились друг на друга.

Там, где хватал Чон-Батор, оставались кровавые ссадины. Руки его были крепкие. Плечи широкие. Могучая фигура его напоминала сказочного великана. Под стать ему был Бадма. Мощный и сильный алып*** крепко стоял на ногах. Но победителем сегодня назовут только одного из них. Чон-Батор боролся грубо. Рана, которую он нанёс Бадме, стала кровоточить. Но это только раззадорило алтайского богатыря. Аилчане, все до единого, были охвачены восторгом и страстью состязания. На поляне словно бодались два разъярённых быка. Борцы то сходились, то расходились.

– Умей подсекать, – раздавались голоса.

«Силой такого соперника не одолеть, – думал Бадма. – Правильно подсказывают. Надо брать хитростью».

Борцы уже выбились из сил. Устали. Стали ошибаться. И вот Чон-Батор попадается на уловку. Бадма, схватив своего соперника за правую руку, резким движением проводит подсечку. Чон-Батор, потеряв равновесие, грузно упал. Но алтайский борец не успел закрепить успех. Через мгновение Чон-Батор стоял на ногах. Но это был уже не прежний уверенный в себе соперник.

Инициативой завладел Бадма. Не успел монгольский борец опомниться, тут же последовал бросок через себя. Чон-Батор остался лежать на земле.

Это был поединок двух равных соперников. Победителем вышел Бадма.

Аилчане, подбрасывая вверх своего героя, радостно кричали: «Молодец! Кулук! Не подкачал! Честь и слава нашему алып баатыру!»

Чаган Чон-Батор, признав своё поражение, на прощание только и сказал:

– Встретимся в следующее лето…

Жители долины Эре-Чуй низко кланялись, благословляли своего алыпа, а остальные силачи, стоящие рядом, подняли его на руки и три раза по солнцу обошли всех сидящих вокруг и громко кричали: «Эрдин эри!» (достойный мужчина), «Настоящий сын Чуйской долины, всегда оставайся непобедимым, Бадма!», «Ты прославил Чуйскую долину, весь наш Алтай и свой народ!»

И певцы, окружив его, тут же начали петь ему задорные песни, играть на комусе-варгане, восхваляя его. И в этих просторах Чуйской долины эхом отзывались их светлые песни. А горы и звёзды слушали их до утра.

В каком году, в каком тысячелетии появились мифы и легенды? Мы точно не знаем. Молчат древние курганы. Но кай**** о богатырях, о подвигах, о любви, о доброте и преданности, о предательстве и коварстве звучит до сих пор в горах Алтая. Новые кайчи-сказители, как и в старину, воспевают ратные подвиги алтайских чудо-богатырей. Их зовут: Бадма, Ирбизек, Карчага, Алып-Манаш, Козын-Эркеш, Эр-Самыр, Боодой-Коо, Кан-Сулатай, Алтын-Эргек и другие.

__________________________

* Зайсаны – предводители рода.

** Аилчане – гости и хозяева аила.

*** Алып – богатырь.

**** Кай – сказание, эпическое произведение.


Тэги: Проза Алтая
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бычье сердце

    16.10.2025
  • Тринадцать килограммов Достоевского

    09.08.2023
  • «Нырнуть» в летний вечер...

    13.07.2022
  • Проза Алтая

    08.06.2021
  • Отцовский чемодан

    01.06.2021
  • Проза Алтая

    31 голосов
  • Отцовский чемодан

    23 голосов
  • «Нырнуть» в летний вечер...

    22 голосов
  • Урюк

    7 голосов
  • Спасите лосят!..

    4 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Сериал Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Фильм Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS