Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 ноября 2021 г.
  4. № 46 (6809) (17.11.2021)
Искусство

Бах на все времена

17 ноября 2021

Самым впечатляющим фортепианным концертом осени было выступление сэра Андраша Шиффа. Программа не объявлялась.

Пианист вышел на сцену и на вполне приличном русском языке заявил, что нынешняя программа – особая, и он попытается объяснить почему. «Жизнь коротка», – заявил сэр Андраш Шифф, и в его устах это не прозвучало банально. Напротив, и облик, и жесты свидетельствовали о серьёзных раздумьях, которыми он счёл нужным поделиться с совершенно незнакомыми людьми в Зале Чайковского. Необычное намерение пианиста сделало официальный концерт откровенным, доверительным и чутким по настроению и комментариям, на которые он не скупился. В единомышленники призвал неоспоримые авторитеты: Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Яначека и Шуберта. Программа удивительно выстроена. И на самом деле свидетельствовала о неслучайном выборе и важных для музыканта размышлениях. Бах у него всегда необычен как бы обыденностью, простотой, он сознательно убирает мифы и торжественность. Бах в его понимании – близкий друг, сообщник и глубокая тайна. Исполнялась французская Сюита № 5 соль-мажор. Без Баха он себя не мыслит. И каждое утро час-два посвящает ему. (Хорошо бы это запомнить студентам консерватории.) «Иначе день не удастся». Бах в его программе как бы олицетворяет ровное, спокойное течение жизни, когда проблемы вечности ещё не волнуют, но уже присутствуют. Более ощутимы они в Сонате № 32 си-минор Гайдна: появляется как бы беспредметная грусть. Она становится основным содержанием в Семнадцатой сонате Моцарта. А дальше дивное рассуждение о вечности Бетховена – Семнадцатая соната ре-минор. Она у него легка и философична. Похожа на красивый закат. Особенно хороша вторая часть – вот где заявленная Шиффом тема! Это именно та часть, которую совершенно не понимает большинство исполнителей. У нас великолепно исполнял сонату и очень её любил Эмиль Григорьевич Гилельс. Но у него она – стремление к жизни, преодоление. А у Андраша Шиффа – красивый закат, удивительно поэтичное приближение к пределу.

Выбор пианистом произведений второго отделения концерта – отчаяние, безысходность, горе… В основе Сюиты Яначека «1.Х. 1905. «С улицы» – потрясение композитора от увиденной им в Брно сцены смерти бунтаря на площади. Андраш Шифф рассказывает об этом и играет сюиту с таким участием, словно бы это случилось не в начале прошлого столетия, а вчера. И Яначек тоже. И мы, сколько бы ни слушали это яркое и весьма впечатляющее произведение, будем думать так же. Завершала программу неоконченная Соната Шуберта № 15 до-мажор. Не оставляющая надежд. Чудесно играл!

Сэр Андраш Шифф подарил всем нам незабываемую встречу. И завершил её, конечно же, сочинением Баха, который знал и понимал Человека, как немногие и как стремится понять сам пианист.

Непривычен виолончельный Бах. Его сонаты играл Миша Майский. Третью, вторую и пятую. Именно в такой последовательности. Виолончель Майского как бы вносила в сочинения человеческий голос. Не случайно Глен Гульд постоянно пел Баха! Яркое, страстное выступление известного виолончелиста!

Осеннюю программу филармонии украсили норвежские музыканты – давно не приезжавший в Москву пианист Лейф ове Андснес и блестящий скрипач Кристиан Тецлофф. Прекрасный дуэт! Редкое взаимопонимание и полное сохранение индивидуальностей. Оказывается, так бывает. Лейф ове Андснес – ученик известного чешско-норвежского пианиста и педагога профессора Иржи Глинки, человека доброго и готового к компромиссам во всём, кроме музыки. Тут никаких компромиссов и полная отдача! Андснес – достойный ученик! Играли не часто исполняемые у нас произведения. Сонату для скрипки и фортепиано фа-мажор Дворжака, Сонату № 3 Грига и Сонату № 1 Бартока. Всё было интересно, но Барток особенно. Тецлофф неподражаем – он сам превращается в скрипку, играет всем существом. Увлекает необыкновенно!

Осень уходит, а музыка и Бах, к счастью, не оставят нас никогда! 

Тэги: Семь нот Юрий Данилин
Обсудить в группе Telegram

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В ожидании музыки

    21.09.2022
  • Концертный век

    07.09.2021
  • Победившая ГУЛАГ

    13.04.2021
  • Свет памяти

    11.11.2020
  • Вместо мемуаров

    15.01.2020
  • В ожидании музыки

    149 голосов
  • Свет памяти

    18 голосов
  • Победившая ГУЛАГ

    18 голосов
  • Идиллии зимы

    15 голосов
  • Вспоминая Веру Лотар…

    11 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS