Непогрешимая народная мудрость категорически не советует ехать в Тулу со своим самоваром. Резонно, что и говорить. Однако ж, слава богу, находятся смельчаки, готовые рискнуть и сделать всё по-своему. И иногда им достаётся в награду оглушительный успех.
Когда три года назад появились известия о том, что в Вене затевается Русский бал с участием артистов Мариинского театра, скептиков было предостаточно. Старушку Вену трудно удивить, в сезон здесь проходит более трёхсот балов. Бал цветов, бал кондитеров, бал пожарных, бал мясников и бал охотников… Не говоря уже про Оперный бал с его вековыми традициями. И тем не менее 12 января 2007 г. в историческом здании Курсалона, стены которого ещё помнят Штрауса, состоялся Первый Русский бал – и с ходу получил в рейтинге балов шестое место. Искушённую венскую публику подкупила необычная концепция Русского бала, предлагавшего гостям не только танцы, но и насыщенную программу высочайшего художественного уровня, а также изысканный ужин. В тот раз кульминацией бала стало выступление солистов Академии молодых певцов Мариинского театра под аккомпанемент её художественного руководителя Ларисы Гергиевой.
Через год Русский бал был вынужден перебраться в более просторные залы бывшей императорской резиденции Хофбурга, поскольку в программе значилось выступление симфонического оркестра Мариинского театра под руководством самого маэстро Валерия Гергиева, Брасс-ансамбля и солистов Мариинки Екатерины Семенчук, Василия Герелло и Александры Иосифиди.
24 января сего года Русский бал в Вене состоялся уже в третий раз. В этот вечер звучали произведения Чайковского, Римского-Корсакова, Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова и, естественно, Штрауса в исполнении сводного оркестра, объединившего музыкантов Мариинки и венского оркестра «Амбассад», а специальный гость бала – знаменитый скрипач и дирижёр Максим Венгеров – продирижировал исполнением «Гимна Великому городу» Глиера, посвятив его Санкт-Петербургу, и знаменитым брамсовским «Венгерским танцем ‹ 5». Изюминкой Третьего Русского был назначен Kirov ballett – легендарный балет Мариинки и созданная его усилиями атмосфера «театральной феерии». «Полночным сюрпризом» – а это ещё одна традиция Русского бала – стало выступление мариинской примы Виктории Терешкиной и Александра Сергеева. Их жгучее «Танго», специально для бала поставленное Алексеем Мирошниченко на музыку Астора Пьяццолы, вызвало поистине бурю восторгов.
…На вопрос: «Зачем нужен Русский бал в Вене?» организаторы бала отвечают вопросом: а зачем вообще нужны культурные связи? Диалог и взаимопроникновение культур двух великих держав, возрождение высоких традиций – это ли не достаточная цель? Символический кубок «Жар-птица», специально изготовленный по эскизу художника Ивана Глазунова мастерами знаменитой венской фирмы Lobmeyr, – приз за особый вклад в популяризацию русской культуры и искусства за рубежом, – был вручён на Третьем Русском балу Валерию Гергиеву.
Намерениям бессменной хозяйки бала Наталии Хольцмюллер и Валерия Гергиева, принявшего на себя почётное звание патрона бала, обещавшим некогда, что Русский бал должен стать ежегодным, помешать не смог даже охвативший мир финансовый кризис. А раз так – будем с нетерпением ждать Четвёртого Русского бала.
, ВЕНА–МОСКВА