Детский музыкальный театр юного актёра «Орфей» зародился в 2003 году в недрах хоровой школы-студии «Кантилена», которой вот уже 30 лет руководит Алла Копачинская. Студия работала при доме культуры «Машиностроитель», который после его передачи в муниципальную собственность обрёл новое имя – «Балашиха». На его сцене 12 мая 2004 года детский музыкальный театр предъявил на суд искушённой публики сразу две премьеры. В первом отделении – «Игру в оперу-миф на 20 стульях «Орфей» (на музыку великого немецкого композитора К. Глюка из оперы «Орфей и Эвридика» в постановке Светланы Григоруцы), во втором – мини-спектакль на популярные мелодии советского композитора Исаака Дунаевского «Фантазии в городском саду» (автор идеи и режиссёр спектакля заслуженный артист РФ Александр Фёдоров).
И если второе отделение больше походило на профессионально разыгранные и логически стыкованные инсценировки таких бодрящих душу «мажоров», как «Ну-ка, солнце, ярче брызни!..» или «Капитан, капитан, улыбнитесь!..», то оригинальное переплетение сюжетных линий, сложные вокальные партии «Орфея» в исполнении 17 подростков не старше 17 лет заслужили самые высокие и уважительные оценки зрителей.
Конечно, спектакль много бы потерял без преображающихся декораций (в начале действия череда стульев в гимназическом классе российской школы начала ХХ века превращается в мифологический мост из царства Аида в древнегреческую действительность) и прочих сценографических задумок Майра Матаева, режиссёра по пластике и хореографа. Однако даже при всех режиссёрских изысках главная составляющая спектакля – выразительные, драматически окрашенные и хорошо поставленные голоса. Орфей (Нина Зазиянц), Эвридика (Валерия Пухальская), Эрос (Мария Панкова) стали настоящим открытием для зрителей.
На премьерном показе оперы Кристофа Глюка заслуженные похвалы звучали также в адрес автора проекта, музыкального руководителя и дирижёра, заслуженного работника культуры РФ Аллы Копачинской и художественного руководителя – директора театра Ирины Григорян. Именно тогда в сознании 12-16-летних студийцев открылись новые горизонты собственных возможностей (в том числе и актёрских). Ведь до сих пор эта опера всемирно известного немецкого композитора из-за сложности не включалась в репертуар детских театров… А тут сразу такой успех!..
И всё же одно дело – признание в родных стенах, другое – на конкурсе в Москве. Правильный выбор творческого пути подтвердило участие во Всероссийском конкурсе детских театров имени Натальи Сац «Синяя птица» (ноябрь 2004 г.), на котором совсем юный коллектив завоевал диплом за лучшую режиссуру. Теперь для ребят началась новая, более напряжённая пора творческого роста: к традиционным занятиям вокалом, ансамблевым и хоровым пением добавились занятия актёрским мастерством, были введены сценическая речь и танцкласс.
Репетиции и многочисленные выступления на других площадках Подмосковья и в столице России (в декабре 2005 года коллектив принял участие в Московском фестивале детских театров «Пролог» и получил диплом за лучший музыкальный спектакль) стали перемежаться с гастролями во Франции, Италии, Японии. В июле 2006 года во время проведения IX Всемирного театрального фестиваля немецкая пресса отмечала, что «оперный спектакль (опера К. Глюка «Орфей и Эвридика»), представленный театром юного актёра «Орфей» из г. Балашиха Московского региона, – совершенно новое явление, раздвинувшее рамки детского фестиваля, великолепное с любой точки зрения».
А шлифовка мастерства продолжалась. Как продолжается и поныне напряжённая кропотливая работа небольшого творческого коллектива педагогов во главе с Аллой Копачинской и при активном участии профессиональных музыкантов Дмитрия Копачинского и Ирины Григорян (сына и дочери Аллы Георгиевны) над новыми программами. Не нужно забывать, что труппа постоянно обновляется, ведь речь идёт об учащихся. При этом неизменной остаётся главная установка – исполнение юными актёрами классической музыки.
…После новой премьеры детского театра «Орфей» – театрального маскарада «В лабиринтах времени», составленного из всемирно известных классических опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама», испанских напевов, русских народных песен и плясок, мне удалось пообщаться с одной из… будущих актрис театра. Нелли занимается фортепиано и вокалом седьмой год (в студию её, четырёхлетнюю, привела мама, а всего в семье трое детей, причём старший брат также поёт в хоре). Она просто души не чает в коллективе, говорит, что с педагогами ей очень повезло: они и требовательны, и терпеливы, и внимательны: если ты устала – обязательно дадут отдохнуть! А старшие хористки (Нина Зазиянц, Рузана Григорян и другие) всегда готовы помочь младшим, и потому даже сложные партитуры её не пугают.
Финальным аккордом прошлого года стало участие ДМТЮА «Орфей» в областном театральном фестивале, который проходил в сентябре 2007 года в Долгопрудном. Свои лучшие работы на фестиваль привезли 14 театров, в том числе Московский областной камерный театр, Камерный театр из Смоленска… Балашихинский коллектив вернулся домой с двумя дипломами: «За лучший музыкальный спектакль» и «За яркое детско-юношеское вокальное творчество».
И тут как раз пора поговорить о главном. Разве может пусть даже очень талантливый коллектив, пропагандирующий не слишком распространённый на театральной сцене принцип «Классическая опера – детям – силами детей», без поддержки извне рассчитывать на долголетнее и полнокровное существование в наше время, когда молодёжи искусственно навязываются принципы, формирующие из личности «массового зрителя»?
Только при поддержке таких коллективов, как «Орфей», со стороны администрации городского округа Балашиха во главе с Владимиром Самоделовым, внимании к жизни учреждений культуры округа представителей депутатского корпуса (председатель Совета депутатов Анатолий Шестаков) и активной позиции Управления культуры (начальник Управления заслуженный деятель культуры РФ Светлана Шарцева) превозмогаются трудности роста и становления творческих коллективов. Как говорит Светлана Шарцева: «Ещё ни на одну нашу задумку глава не ответил «нет».
Действительно, раз изыскиваются самые разнообразные возможности, чтобы поддержать юные таланты, значит, есть надежда сохранить эту существенную культурную составляющую духовно-нравственного процесса воспитания молодёжи.