«Балет не архаичное искусство, не искусство для избранных. Балет может вызывать эмоции и может быть понятен каждому» – именно так прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина характеризует своё искусство. И недавно прошедший в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко сольный концерт Лопаткиной подтвердил это. Бенефис открывался фрагментом из балета «Щелкунчик» (хореография Джона Ноймайера). Это символичный номер. Перед нами будто ожившая картинка: балерина, влюблённая в своё искусство, превращает набор движений в танец. Этот процесс создания образа я наблюдала из-за кулис. Попадая в закулисный мир, понимаешь, какая это самоотверженная работа – быть артистом балета. Дело не только в немыслимых физических нагрузках. Ведь артист при каждом выходе на сцену должен ещё и эмоционально перевоплотиться. Ульяна Лопаткина исполнила семь номеров, и каждый – в новом амплуа.
Прима нечасто выступает перед московским зрителем, и многие ждали от неё новых партий. Однако целью концерта вовсе не было удивить или шокировать зрителя. Пленить – это пожалуй. Из-за кулис было видно, как Лопаткина и другие участники концерта переживают, любят, живут своим делом.
Первое отделение было насыщено эмоциональными, страстными номерами, создававшими праздничное настроение. После перерыва звезда предстала перед публикой иной: неизбежность смерти, нелепость её, страх перед ней и в то же время притягательность близкой кончины – вот что показала балерина, исполняя партию Смерти в одноактном балете «Юноша и Смерть», поставленном Роланом Пети на музыку И.С. Баха.
Концерт состоял из номеров, которые Лопаткина выбрала сама, и все они – любимые, выбранные неслучайно. Поэтому программа не выглядела набором не связанных, разрозненных фрагментов из известных балетов. Это был калейдоскоп номеров, объединённых общей идеей. Концерт смотрелся на одном дыхании. Он не был перегружен техническими сложностями. Это показало, что балет – искусство многогранное, не ограниченное лишь выполнением отработанных фуэте. В танце огромную роль играют пластика, длина линии, вариативность и импровизация. Именно благодаря «импровизации, благодаря умению найти балансировку, не меняя общего рисунка», по мнению Лопаткиной, балет живёт, не стареет и развивается.
Форма гала-концерта традиционна. Балерина с такой скоростью меняет свои маски, что зритель не теряет интереса до конца действия. Лопаткина говорит, что танцовщица должна сама переживать все эмоции, уметь переноситься в разные ассоциативные состояния. В балете тело, по мнению Ульяны, – инструмент. И только когда оно одухотворяется, рождается танец! «Гранд-балет гала» – зрелище, предназначенное не только для балетоманов, но и для обыкновенного, неподготовленного зрителя. «Балет ради чего-то существует! Это живая красота, настоящая любовь», – говорит Лопаткина.
Красота и любовь, добавлю от себя, на которую нет монополии у балетных гурманов.