Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Балерина как актриса

01 января 2007

АКЦИЯ

«Балет не архаичное искусство, не искусство для избранных. Балет может вызывать эмоции и может быть понятен каждому» – именно так прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина характеризует своё искусство. И недавно прошедший в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко сольный концерт Лопаткиной подтвердил это. Бенефис открывался фрагментом из балета «Щелкунчик» (хореография Джона Ноймайера). Это символичный номер. Перед нами будто ожившая картинка: балерина, влюблённая в своё искусство, превращает набор движений в танец. Этот процесс создания образа я наблюдала из-за кулис. Попадая в закулисный мир, понимаешь, какая это самоотверженная работа – быть артистом балета. Дело не только в немыслимых физических нагрузках. Ведь артист при каждом выходе на сцену должен ещё и эмоционально перевоплотиться. Ульяна Лопаткина исполнила семь номеров, и каждый – в новом амплуа.
Прима нечасто выступает перед московским зрителем, и многие ждали от неё новых партий. Однако целью концерта вовсе не было удивить или шокировать зрителя. Пленить – это пожалуй. Из-за кулис было видно, как Лопаткина и другие участники концерта переживают, любят, живут своим делом.
Первое отделение было насыщено эмоциональными, страстными номерами, создававшими праздничное настроение. После перерыва звезда предстала перед публикой иной: неизбежность смерти, нелепость её, страх перед ней и в то же время притягательность близкой кончины – вот что показала балерина, исполняя партию Смерти в одноактном балете «Юноша и Смерть», поставленном Роланом Пети на музыку И.С. Баха.
Концерт состоял из номеров, которые Лопаткина выбрала сама, и все они – любимые, выбранные неслучайно. Поэтому программа не выглядела набором не связанных, разрозненных фрагментов из известных балетов. Это был калейдоскоп номеров, объединённых общей идеей. Концерт смотрелся на одном дыхании. Он не был перегружен техническими сложностями. Это показало, что балет – искусство многогранное, не ограниченное лишь выполнением отработанных фуэте. В танце огромную роль играют пластика, длина линии, вариативность и импровизация. Именно благодаря «импровизации, благодаря умению найти балансировку, не меняя общего рисунка», по мнению Лопаткиной, балет живёт, не стареет и развивается.
Форма гала-концерта традиционна. Балерина с такой скоростью меняет свои маски, что зритель не теряет интереса до конца действия. Лопаткина говорит, что танцовщица должна сама переживать все эмоции, уметь переноситься в разные ассоциативные состояния. В балете тело, по мнению Ульяны, – инструмент. И только когда оно одухотворяется, рождается танец! «Гранд-балет гала» – зрелище, предназначенное не только для балетоманов, но и для обыкновенного, неподготовленного зрителя. «Балет ради чего-то существует! Это живая красота, настоящая любовь», – говорит Лопаткина.
Красота и любовь, добавлю от себя, на которую нет монополии у балетных гурманов. 

Елизавета КУЗНЕЦОВА

Обсудить в группе Telegram

Елизавета Кузнецова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS