Исполнилось 60 лет народному артисту СССР, художественному руководителю Московского областного государственного театра «Русский балет», депутату Московской областной думы Вячеславу ГОРДЕЕВУ.
Его путь в высокое искусство не был простым. Но уже с первых шагов было ясно, что он добьётся успеха. В 12 лет Вячеслав Гордеев был принят в Московское академическое хореографическое училище, пройдя невероятный конкурсный отбор: из 600 претендентов приняли всего троих мальчишек. Мировой знаменитостью стал только он один.
После окончания училища Вячеслава Гордеева сразу взяли в труппу Большого театра, он получил сольные партии, миновав обычный для большинства танцовщиков период кордебалета. В 1971 году он стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов балета, ещё через два года был удостоен 1-й премии и золотой медали на II Московском международном конкурсе артистов балета.
О его творчестве написаны сотни статей в ведущих мировых изданиях. Его уникальная техника танца и оригинальные постановки восхищали и продолжают восхищать не только зрителей, но и профессионалов.
– Вячеслав Михайлович, в вашей жизни произошли большие изменения, вы стали депутатом. Но по-прежнему руководите «Русским балетом»?
– Да, ведь «Русский балет» – моё детище. Конечно, когда я решился почти 30 лет назад возглавить камерный балетный ансамбль из 16 человек, созданный выдающейся балериной Большого театра Ириной Тихомирновой, не предполагал, что он станет одним из ведущих российских театров балета. Но стремился к этому. И мне приятна слава «Русского балета» как лучшего балетного коллектива Европы. Именно такое звание присвоила нам Ассоциация западноевропейских импресарио.
Сейчас в труппе более 60 артистов, среди которых есть известные мастера, заслуженные артисты России, лауреаты всероссийских и международных конкурсов. Труппа постоянно пополняется лучшими выпускниками хореографических училищ нашей страны. Ведущие солисты награждены золотыми медалями итальянских городов Ченто и Мирандолы, являются почётными гражданами городов США, Мексики и других государств. У «Русского балета» сложился собственный неповторимый и, на мой взгляд, интересный репертуар, который включает в себя не только спектакли классического наследия, но и лучшие современные произведения. Концепция нашего театра состоит в бережной сохранности шедевров русского и западноевропейского балета, мы стремимся показать широкой публике лучшие образцы хореографического искусства, представленные на самом высоком художественном уровне исполнения и сценографии. Вместе с тем театр является и экспериментальной лабораторией, раскрывающей таланты артистов балета и балетмейстеров в их новаторских устремлениях.
Не могу не сказать и о почётных наградах. Например, «Золотой билет», символизирующий, что 100 тысяч зрителей посетили наши спектакли в течение только одного гастрольного тура по Германии. Есть у нас приз за «Самую замечательную постановку» и множество других.
– Вы ведь ещё и преподаёте…
– Да, хочется свои знания и секреты мастерства передать начинающим мастерам балета. Я в своё время был руководителем курса «Искусство балетмейстера» в Российской академии театрального искусства и уже 10 лет являюсь профессором кафедры хореографии Российской академии славянского искусства (РАСИ). Кроме того, мне часто предлагают войти в состав жюри различных конкурсов, в том числе международных. В течение нескольких лет я был председателем государственных комиссий Московской государственной академии хореографии и Пермского хореографического училища. Являясь с 1999 года официальным представителем Фонда Рудольфа Нуриева в России и странах СНГ, занимаюсь также выявлением наиболее одарённых молодых танцовщиков. Очень важно не лишать их дальнейшей поддержки. Делаю это с большим удовольствием, потому что прекрасно знаю, как трудно пробиться в высокое искусство даже очень талантливым.
– С весны прошлого года закрыт на капитальный ремонт Московский областной дом искусств «Кузьминки». Как театр «обходится» без основной сценической площадки?
– Это, конечно, не могло не отразиться на нашей работе. Театр сейчас разбросан по Москве. Дирекция находится в Текстильщиках, а артисты балета репетируют в Детской школе искусств имени М.А. Балакирева в Выхине. Но активное творчество продолжается, за исключением выступлений в Доме искусств. Надеюсь, осталось недолго, и осенью мы вернёмся на родную сцену. Начнётся обычная жизнь. Пока же мы выступаем со своими постановками в столице, Подмосковье и за границей. В прошедшем театральном сезоне побывали с гастролями в Австрии, Мексике, Китае.
Но, как я уже говорил, театр «Русский балет» выступает прежде всего пропагандистом русского классического наследия на высоком художественном уровне в России и за рубежом, и наша задача – приобщить к искусству прекрасного население огромного столичного региона, в том числе молодёжь. Мы стремимся, чтобы нашими постоянными зрителями были учащиеся школ и других учебных заведений. На утренних спектаклях, которые театр постоянно даёт в выходные и праздничные дни, много детей дошкольного и младшего школьного возраста. На свои благотворительные спектакли театр приглашает детей из детских домов Москвы и области. Таким образом решается важная задача воспитания подрастающего поколения в атмосфере высокой духовности и любви к Отечеству. А нравственные идеалы всегда составляли суть русской культуры.
Этим принципам мы будем следовать и в предстоящем сезоне. Творческих планов у нас много. Есть неосуществлённые премьеры. Например, балет «Сильфида» – самый старинный из сохранившихся балетов классического наследия, который мы давно мечтаем поставить. Но из-за того, что очень дорога машинерия этого балета с его волшебными полётами, мы никак не можем завершить работу. Хотя костюмы и часть живописных декораций уже готовы. Также нам бы хотелось выпустить балет «Чиполлино», который практически полностью готов: выполнены декорации и костюмы, текст хореографический артисты знают, и балетмейстер-постановщик Генрих Майров сейчас в Москве. Сразу же после возвращения в Дом искусств «Кузьминки» мы надеемся осуществить эти премьеры. Ещё на следующий сезон мы запланировали постановку «Дон Кихота» в моей редакции. Ту, что я поставил в Екатеринбургском театре оперы и балета. Достаточно удачный спектакль по оценкам критики. И публике нравится. Этот спектакль собирались даже выдвигать на «Золотую маску».
– Вячеслав Михайлович, традиционный вопрос: довольны ли вы своей творческой судьбой?
– Я считаю, что любой человек не может реализоваться на сто процентов. Всегда останется желание ещё что-нибудь сделать, доделать, улучшить. В принципе, я доволен своей творческой жизнью. Работал в самом лучшем театре мира, окончил одно из лучших хореографических училищ. Выступал с лучшими балеринами и учился у лучших педагогов. Я создал своё дело – театр «Русский балет». Из маленького ансамбля вырос государственный театр. У меня работают хорошие артисты, хотя сейчас чувствуется нехватка кадров во всех коллективах – и в центральных, и в провинциальных. Мы держимся на лидирующих позициях уже давно и не собираемся их сдавать.
На определённом этапе моей жизни, когда я уже завершил сценическую карьеру, мне предложили стать депутатом Московской областной думы. Никогда не думал, что я этим буду заниматься. Но согласился, и работа, в которую я погрузился, мне нравится. Я попал в мир новых людей, новых дел, и рамки моей деятельности расширились. Опираясь на опыт прошлых лет, использую его во благо театра «Русский балет» и культуры в целом.
Артист балета после 40 лет зачастую оказывается у разбитого корыта с травмами, утраченным здоровьем, небольшой пенсией, ограниченными возможностями. В этом смысле 60 звучит ещё более угрожающе, поскольку мало кто может не потерять себя, сохранить активную форму, не оказаться на обочине жизни, а, напротив, ощущая ритм времени, ему соответствовать. Может быть, даже адаптироваться к новым условиям, продиктованным жизнью.
У меня к 60 годам всё сложилось благоприятно, но самое главное – я пришёл к юбилею с теми своими друзьями, с кем начинал. Это очень важно. Но важно и то, что я приобрёл новых друзей благодаря своей депутатской деятельности. Это большая радость. Для меня будет несчастьем, если мой телефон вдруг замолчит.
Беседу вела