Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Балет на все времена

01 января 2007

ЮБИЛЕЙ

Исполнилось 60 лет народному артисту СССР, художественному руководителю Московского областного государственного театра «Русский балет», депутату Московской областной думы Вячеславу ГОРДЕЕВУ.

Его путь в высокое искусство не был простым. Но уже с первых шагов было ясно, что он добьётся успеха. В 12 лет Вячеслав Гордеев был принят в Московское академическое хореографическое училище, пройдя невероятный конкурсный отбор: из 600 претендентов приняли всего троих мальчишек. Мировой знаменитостью стал только он один. 

После окончания училища Вячеслава Гордеева сразу взяли в труппу Большого театра, он получил сольные партии, миновав обычный для большинства танцовщиков период кордебалета. В 1971 году он стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов балета, ещё через два года был удостоен 1-й премии и золотой медали на II Московском международном конкурсе артистов балета. 

О его творчестве написаны сотни статей в ведущих мировых изданиях. Его уникальная техника танца и оригинальные постановки восхищали и продолжают восхищать не только зрителей, но и профессионалов. 

– Вячеслав Михайлович, в вашей жизни произошли большие изменения, вы стали депутатом. Но по-прежнему руководите «Русским балетом»? 

ИТАР-ТАСС– Да, ведь «Русский балет» – моё детище. Конечно, когда я решился почти 30 лет назад возглавить камерный балетный ансамбль из 16 человек, созданный выдающейся балериной Большого театра Ириной Тихомирновой, не предполагал, что он станет одним из ведущих российских театров балета. Но стремился к этому. И мне приятна слава «Русского балета» как лучшего балетного коллектива Европы. Именно такое звание присвоила нам Ассоциация западноевропейских импресарио. 

Сейчас в труппе более 60 артистов, среди которых есть известные мастера, заслуженные артисты России, лауреаты всероссийских и международных конкурсов. Труппа постоянно пополняется лучшими выпускниками хореографических училищ нашей страны. Ведущие солисты награждены золотыми медалями итальянских городов Ченто и Мирандолы, являются почётными гражданами городов США, Мексики и других государств. У «Русского балета» сложился собственный неповторимый и, на мой взгляд, интересный репертуар, который включает в себя не только спектакли классического наследия, но и лучшие современные произведения. Концепция нашего театра состоит в бережной сохранности шедевров русского и западноевропейского балета, мы стремимся показать широкой публике лучшие образцы хореографического искусства, представленные на самом высоком художественном уровне исполнения и сценографии. Вместе с тем театр является и экспериментальной лабораторией, раскрывающей таланты артистов балета и балетмейстеров в их новаторских устремлениях. 

Не могу не сказать и о почётных наградах. Например, «Золотой билет», символизирующий, что 100 тысяч зрителей посетили наши спектакли в течение только одного гастрольного тура по Германии. Есть у нас приз за «Самую замечательную постановку» и множество других. 

– Вы ведь ещё и преподаёте… 

– Да, хочется свои знания и секреты мастерства передать начинающим мастерам балета. Я в своё время был руководителем курса «Искусство балетмейстера» в Российской академии театрального искусства и уже 10 лет являюсь профессором кафедры хореографии Российской академии славянского искусства (РАСИ). Кроме того, мне часто предлагают войти в состав жюри различных конкурсов, в том числе международных. В течение нескольких лет я был председателем государственных комиссий Московской государственной академии хореографии и Пермского хореографического училища. Являясь с 1999 года официальным представителем Фонда Рудольфа Нуриева в России и странах СНГ, занимаюсь также выявлением наиболее одарённых молодых танцовщиков. Очень важно не лишать их дальнейшей поддержки. Делаю это с большим удовольствием, потому что прекрасно знаю, как трудно пробиться в высокое искусство даже очень талантливым. 

– С весны прошлого года закрыт на капитальный ремонт Московский областной дом искусств «Кузьминки». Как театр «обходится» без основной сценической площадки? 

– Это, конечно, не могло не отразиться на нашей работе. Театр сейчас разбросан по Москве. Дирекция находится в Текстильщиках, а артисты балета репетируют в Детской школе искусств имени М.А. Балакирева в Выхине. Но активное творчество продолжается, за исключением выступлений в Доме искусств. Надеюсь, осталось недолго, и осенью мы вернёмся на родную сцену. Начнётся обычная жизнь. Пока же мы выступаем со своими постановками в столице, Подмосковье и за границей. В прошедшем театральном сезоне побывали с гастролями в Австрии, Мексике, Китае. 

Но, как я уже говорил, театр «Русский балет» выступает прежде всего пропагандистом русского классического наследия на высоком художественном уровне в России и за рубежом, и наша задача – приобщить к искусству прекрасного население огромного столичного региона, в том числе молодёжь. Мы стремимся, чтобы нашими постоянными зрителями были учащиеся школ и других учебных заведений. На утренних спектаклях, которые театр постоянно даёт в выходные и праздничные дни, много детей дошкольного и младшего школьного возраста. На свои благотворительные спектакли театр приглашает детей из детских домов Москвы и области. Таким образом решается важная задача воспитания подрастающего поколения в атмосфере высокой духовности и любви к Отечеству. А нравственные идеалы всегда составляли суть русской культуры.
Этим принципам мы будем следовать и в предстоящем сезоне. Творческих планов у нас много. Есть неосуществлённые премьеры. Например, балет «Сильфида» – самый старинный из сохранившихся балетов классического наследия, который мы давно мечтаем поставить. Но из-за того, что очень дорога машинерия этого балета с его волшебными полётами, мы никак не можем завершить работу. Хотя костюмы и часть живописных декораций уже готовы. Также нам бы хотелось выпустить балет «Чиполлино», который практически полностью готов: выполнены декорации и костюмы, текст хореографический артисты знают, и балетмейстер-постановщик Генрих Майров сейчас в Москве. Сразу же после возвращения в Дом искусств «Кузьминки» мы надеемся осуществить эти премьеры. Ещё на следующий сезон мы запланировали постановку «Дон Кихота» в моей редакции. Ту, что я поставил в Екатеринбургском театре оперы и балета. Достаточно удачный спектакль по оценкам критики. И публике нравится. Этот спектакль собирались даже выдвигать на «Золотую маску». 

– Вячеслав Михайлович, традиционный вопрос: довольны ли вы своей творческой судьбой?
 
– Я считаю, что любой человек не может реализоваться на сто процентов. Всегда останется желание ещё что-нибудь сделать, доделать, улучшить. В принципе, я доволен своей творческой жизнью. Работал в самом лучшем театре мира, окончил одно из лучших хореографических училищ. Выступал с лучшими балеринами и учился у лучших педагогов. Я создал своё дело – театр «Русский балет». Из маленького ансамбля вырос государственный театр. У меня работают хорошие артисты, хотя сейчас чувствуется нехватка кадров во всех коллективах – и в центральных, и в провинциальных. Мы держимся на лидирующих позициях уже давно и не собираемся их сдавать. 

На определённом этапе моей жизни, когда я уже завершил сценическую карьеру, мне предложили стать депутатом Московской областной думы. Никогда не думал, что я этим буду заниматься. Но согласился, и работа, в которую я погрузился, мне нравится. Я попал в мир новых людей, новых дел, и рамки моей деятельности расширились. Опираясь на опыт прошлых лет, использую его во благо театра «Русский балет» и культуры в целом. 

Артист балета после 40 лет зачастую оказывается у разбитого корыта с травмами, утраченным здоровьем, небольшой пенсией, ограниченными возможностями. В этом смысле 60 звучит ещё более угрожающе, поскольку мало кто может не потерять себя, сохранить активную форму, не оказаться на обочине жизни, а, напротив, ощущая ритм времени, ему соответствовать. Может быть, даже адаптироваться к новым условиям, продиктованным жизнью. 

У меня к 60 годам всё сложилось благоприятно, но самое главное – я пришёл к юбилею с теми своими друзьями, с кем начинал. Это очень важно. Но важно и то, что я приобрёл новых друзей благодаря своей депутатской деятельности. Это большая радость. Для меня будет несчастьем, если мой телефон вдруг замолчит. 

Беседу вела Марина АЛЕКСАНДРИНА

Обсудить в группе Telegram

Вячеслав Гордеев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS