Ольга Розанова
Традиционный фестиваль балета в Самаре на этот раз прошёл под девизом «Наследие» и был обозначен как «Первый». Это закономерный результат многолетних трудов художественного руководителя самарской труппы Юрия Петровича Бурлаки по возвращению на сцену утраченных шедевров хореографии XIX и XX веков. Неутомимый, можно сказать, одержимый собиратель и реставратор незаслуженно забытых произведений, Бурлака признан выдающимся знатоком и пропагандистом балетного наследия. Отысканными им раритетами он неизменно угощал зрителей и на предыдущих фестивалях. Теперь же представил наследие с особой основательностью.
Показу лучших балетов классики («Лебединое озеро», «Баядерка», «Дон Кихот», «Бахчисарайский фонтан», «Вечер балетов Владимира Бурмейстера») с участием приглашённых солистов из ведущих театров страны сопутствовали научные конференции по проблемам наследия: круглый стол и творческая встреча с Илзе Лиепа, проведённые главным редактором журнала «Балет» Валерией Уральской. Неожиданной новинкой оказался открытый урок классического танца, данный на сцене театра педагогом-репетитором Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, народной артисткой СССР Маргаритой Сергеевной Дроздовой. Когда отзвучали аплодисменты, адресованные педагогу-мастеру и «ученикам»-артистам, с нарастающим увлечением выполнявшим всевозможные упражнения, зрители получили счастливую возможность увидеть генеральную репетицию трёх одноактных балетов Владимира Бурмейстера. Эти балеты уже давно выпали из репертуара Московского музыкального театра – родного театра хореографа, два десятилетия руководившего его балетной труппой. В 2020 году по инициативе Бурлаки спектакль восстановила для самарской труппы М.С. Дроздова.
….Не забыл Бурлака и о своих предшественниках на посту руководителя балетной труппы – знаменитой балерине Алле Яковлевне Шелест, значительно повысившей профессиональную культуру самарских артистов, и балетмейстере Игоре Александровиче Чернышеве, который в течение двух десятилетий создавал оригинальный репертуар труппы, превратив её в интереснейший авторский театр балета. Мэтрам отечественной хореографии были посвящены показ документальных фильмов «Планета Аллы Шелест» и «Игорь Чернышев. Язык танца» (режиссёр Светлана Кочервина) и лекция балетоведа, проведённые в областной научной библиотеке. Дань благодарной памяти организаторы фестиваля воздали и Светлане Петровне Хумарьян (1937–2024) – видному деятелю культуры, почётному гражданину Самарской области, много сделавшей для процветания балетного искусства. На открытии фестиваля показали небольшой фильм об этой замечательной женщине.
По традиции центральным событием фестиваля стала балетная премьера. Для «Наследия» подготовили вечер хореографии с интригующим названием «Балеты императорского двора», включив в него два одноактных балета. Первый – «Роман Бутона розы» – в 1904-м сочинил для Эрмитажного театра великий Мариус Петипа, но по не выясненным причинам премьера его последнего опуса не состоялась. В 1919-м в Петроградском (бывшем Мариинском) театре балет поставил Александр Чекрыгин – для бенефиса автора музыки Риккардо Дриго, но и он не задержался на сцене. Хореография «Романа…» бесследно исчезла, но осталось воспоминание о его незадавшейся судьбе, а с ним – желание воскресить балет-призрак. В 2021 году двухактную постановку «Романа…» осуществил в хореографическом училище Астаны маститый балетмейстер Василий Медведев, заняв в ней учащихся всех возрастов – от первоклашек до выпускников. Крупномасштабный спектакль был признан большой удачей и весной этого года с успехом прошёл в Петербурге.
Прощальный балет Петипа давно владел воображением и московского балетмейстера Натальи Николаевны Воскресенской. Как и Бурлака, она одержима идеей возрождения утраченных шедевров наследия и имеет в этой области солидный опыт. В её творческом багаже постановка «Вальса снежных хлопьев» с хореографией Льва Иванова, танцы из оперы «Джоконда» Петипа, танцсимфония «Величие мироздания» Фёдора Лопухова и др. Но всё это осуществлялось за границей. И вот благодаря Бурлаке возникла долгожданная возможность воплотить заветную мечту в России. Пользуясь давно собранными материалами, балетмейстер-реставратор воссоздала на сцене цветочно-мотыльковое царство. Его идиллию нарушает красавец мотылёк Сфинкс – покоритель женских сердец (Педро Сеара). Он изменяет прелестной Розе (Наталья Клейменова) ради флирта с кокеткой Настурцией (Полина Чеховская). Драматическую коллизию усиливает Старая бабочка мужского пола (Дмитрий Петров), безответно влюблённая в Розу. О возрасте персонажа-интеллигента свидетельствуют очки, лысина на лбу и мягкая «бескостная» пластика. Старая бабочка утешает несчастную Розу, но дни трогательного героя сочтены: потеряв крылья, он превращается в гусеницу и уползает со сцены, оставив в слезах безутешную Розу.
Драматические ситуации разрежают и одновременно оттеняют праздничную атмосферу балета, напоминающего обширный дивертисмент. Обильный поток танца лишь изредка притормаживают пантомимные сценки. Танцевальная лексика, хореографические формы (массовые, ансамблевые, дуэтные и сольные номера), симметрия рисунков – всё соответствует нормам академизма. Казалось бы, изобилие танцев может создать ощущение перегруженности, но этого не происходит по нескольким причинам. Во-первых, чередование сольных и ансамблевых номеров точно рассчитано, во-вторых, танцы разнообразны по композиции и настроениям, заданным мелодичной музыкой Дриго, в-третьих, любой номер радует богатством узоров и красок, создаваемых костюмами персонажей.
Соавтором балетмейстера выступила Татьяна Ногинова. Известный художник по костюмам превзошла себя, сотворив на сцене сказочную феерию. Костюмы по эскизам директора Эрмитажного театра Ивана Всеволожского (во время увертюры их продемонстрировали с помощью видеопроекции) воспроизведены со всеми подробностями, притом что ни один из 35 не повторяется. Покрой платьев у цветов и камзолов с крылышками у насекомых одинаков, но их расцветки, орнаменты и детали так многообразны, так изобретательны, что их хочется рассматривать без конца. Нельзя не отметить и искусство изготовителей костюмов в мастерских самарского и пермского театров.
Второй премьерный балет «Времена года» на музыку Александра Глазунова с хореографией Петипа (1900) также не дошёл до наших дней. Но в отличие от «Романа Бутона розы» его не стремились приблизить к оригиналу. Постановку осуществили молодые хореографы – лауреаты престижных конкурсов и победители фестивального проекта «Русский балет навсегда» Благотворительного фонда Илзе Лиепа. Таким образом, у Аллегорического балета в четырёх картинах оказалось четыре автора. За строго академичной «Зимой» (балетмейстер Елизавета Мазуркевич) с кордебалетом снежинок, танцами Мороза, Ветров и вариациями Инея, Льда и Града неожиданно экстравагантной предстала «Весна» (балетмейстер Лилия Симонова). Тон, заданный трюковым соло бесшабашного Зефира, подхватили резвая Ласточка, угловато-колючая Роза и четыре пары ансамбля – весьма раскованными и рискованными поддержками. Картину «Лето» в срочном порядке поставила куратор проекта – балетмейстер Марианна Рыжкина, заменив выбывшего по болезни предполагавшегося хореографа. Лето вернуло на сцену классический танец в форме гран-па с кордебалетом Маков и Васильков, с дуэтным адажио Колоса и Фавна в центре композиции, дополненной эскападами Зефира, Сатиров и Фавнов. Их свободная пластика отозвалась многократным эхо в картине «Осень» (балетмейстер Даниил Благов). В самозабвенном порыве на сцену ворвались фавны и вакханки. Опьянённые страстью и, должно быть, вином, они славили огненным танцем молодость и жизнь. В финале все участники «Времён года» образовали живописную группу под дружные аплодисменты зрителей.
Исключительному успеху премьеры способствовали художники-декораторы. Альона Пикалова поместила обитателей цветочного мира в цветущий сад с кустом роз, из которого появлялся Бутон розы. Каждую картину «Времён года» Иван Складчиков украсил декоративными символами и ниспадающими с колосников лёгкими тканями, меняющими цвет от белого до алого (художник по свету – Ирина Вторникова). Велика заслуга симфонического оркестра театра, ведомого художественным руководителем театра и его главным дирижёром Евгением Хохловым – музыкальным руководителем проекта. Партитуры Дриго и Глазунова прозвучали свежо и заразительно, что помогло артистам самарской трупы, блеснув мастерством, вложить душу в новую для них хореографию. Поэтические образы природы в балетах столетней давности нашли живой отклик у исполнителей и зрителей.