Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Балет: «весёлая» версия

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Котыхов В.Л. Фуэте, или Всё, что вы хотели знать о балете, но боялись спросить. – М.: Редакция журнала «Балет», 2007. – 272 с. 

Труд, скрытый под обложкой с Нижинским в образе фавна, лучше всего было бы охарактеризовать как компиляцию. Книга содержит много сведений, но они, к сожалению, не являются новостью для того, кто хотя бы дилетантски интересуется балетом: почти всё, изложенное в сборнике статей Котыхова, доступно в многочисленных биографиях, воспоминаниях, кратких энциклопедиях.
Однако читателю газеты «Московский комсомолец» (а именно там впервые появился основной массив обработанного Котыховым материала) подобного рода публикации, несомненно, должны были доставить удовольствие. Ибо автор предложил то, что радует обывателя в «бодром пере» журналиста: ноль анализа, чуть больше рефлексии, зато «клубничка» – килограммами. И что с того, что она «генетически модифицированная»?
Название труда отсылает человека, интересуещегося чем попало, к известной комедии Вуди Аллена. Ничуть, между нами, не гениальной, даже, я сказал бы, противноватой, с таким, знаете ли, «на любителя» весельем. Так вот: данный «тип смеха» хорошо освоен Котыховым. Он смело предлагает далёкой от подмостков публике то, что обычно принято скрывать. Более того, что и так хорошо известно любому «гражданину кулис», даже не «почётному». Что является естественным продолжением жизни. Даже в её противоестественных проявлениях.
Но есть мнение, что сводить искусство классического танца к набору анекдотов «с душком», как-то не соответствует балетному аристократизму. Ведь тому же Котыхову Диана Вишнёва в интервью сказала, что балет – искусство элиты и для элиты. Вот и оставить бы всё как есть. Не задирая балерине пачку. Не поглаживая танцовщику бандаж...
Но я был бы несправедлив, оставив без внимания хорошее, а оно есть!
Историческая часть приятна почти без скидок. К мёртвым Котыхов относится либо с пиететом (Дягилев), либо с лёгкой игривостью (Нуреев). Последнего оставим без внимания, а вот за Сергея Павловича скажем спасибо: опять же, ничего нового, но достойно то, что автор напомнил о Дягилеве не как о хищной «акуле шоу-бизнеса» (что в некоторых мемуарах предлагается без обсуждений), а как о человеке, хотя и подверженном множеству грехов, но лишённом среди них греха сребролюбия начисто.
Только положительно можно оценить и часть «Фуэте», составленную из интервью. Жанр это трудный, но автор с ним справляется блестяще! Небесспорен выбор героев, но скажите мне, о какой беспристрастности можно говорить, имея дело с балетом? Любовь и ненависть, выраженные всегда персонифицированно, такая же важная часть классического танца, как и пресловутые «32 фуэте».
Впрочем, на успех книга обречена вовсе не из-за несомненных достоинств, а как раз из-за духа «генетических» изменений «квалифицированного» зрителя. А потому для того, кто видит в балете единственное место, где женщина ходит вокруг мужчины на цыпочках, версия Котыхова может представляться и как «грустная». Что, однако, не противоречит специфическому «веселью»: ведь даже в почти международном ныне English'е «весёлый» пишется как gay, а «грустный», прошу прощения, как blue...
Диалектика! 

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS