До самого последнего дня, указанного в положении о VI Всероссийском литературном конкурсе «Золотое звено», в адрес жюри по электронной почте шли письма-заявки и произведения соискателей. А в редакцию «ЛГ», которая при поддержке ОАО «Российские железные дороги» этот конкурс учредила, Почта России доставила конверты и бандероли с книгами.
Нынешний конкурс особенный – он посвящён 50-летию знаменитой Байкало-Амурской магистрали, которая стала одним из самых сложных и важных проектов РЖД. Юбилей действительно знаковый. Ведь протяжённость её – 4300 километров, 280 станций, БАМ пересекает шесть российских регионов. Несмотря на то что первый план проложить железную дорогу севернее озера Байкал обсуждался ещё в конце ХIХ века, технические возможности для такого строительства появились десятилетия спустя. БАМ был жизненно необходим, стал грандиозным проектом советской эпохи.
В этом году на конкурс поступило 890 заявок по всем трём номинациям – «Проза», «Поэзия», «Публицистика». И бамовская тема – практически во всех. Много по-настоящему оригинальных, запоминающихся, ярких работ. Письма пришли из самых разных регионов страны: Нижний Новгород, Вологодская область, Новомосковск и Венёв Тульской области, Ростов, Пенза, Оренбург, Ленинградская область, Екатеринбург, Подмосковье, Татария, Белоруссия и, конечно, из Сибири – Иркутск, Красноярск, Омск… И даже из Торонто! В адрес оргкомитета премии пришло письмо от главы Республики Саха (Якутия). Благодарим Айсена Сергеевича Николаева за внимание к литературе!
Среди участников как профессиональные литераторы и журналисты, так и представители разных профессий, нередко связанных с железной дорогой. Приятно, что не стало меньше писем от юных участников, наоборот – активность школьников и педагогов возросла.
Повести, рассказы, поэтические подборки, статьи и очерки посвящены нелёгким будням, трудовым подвигам тех, кто в апреле 1974-го из Кремлёвского дворца, где проходил XVII съезд ВЛКСМ, отправился на стройку века в составе первого отряда добровольцев. Зона БАМа, по утверждению бывшего руководителя ГлавБАМстроя Ефима Басина, фактически пять территорий Франции, где в недрах спрятана треть природных ресурсов России.
Сердечно благодарим всех участников конкурса – тех, кто прислал небольшое стихотворение о запомнившейся встрече на вокзале, или несколько песен, напрямую связанных с железными дорогами, или цикл рассказов из прошлого, даже военного. Спасибо!
Но конкурс есть конкурс, и пришло время представить длинный список «Золотого звена – 2024». По решению жюри в него вошли:
в номинации «Поэзия»:
Валерий Сухов из Пензы («Железнодорожная война»), Валерий Черкесов из Белгорода – поэтическая подборка «Из бамовской тетради», Наталия Майорова (Канада) – стихотворение о сандружинницах Ивановского энергетического института, Виталий Молчанов (Оренбург) – цикл «В цепких объятиях вокзала», Маргарита Курочкина из Пензенской области за стихотворение «Билет до станции Надежда»;
в номинации «Проза»:
Денис Краснов из Нижнего Новгорода – рассказ «Дорога в Москву», Георгий Хадеев из Ставрополя – рассказ «Капкан», Татьяна Дашкевич из Белоруссии – рассказ «Врач, обвальщик, стюардесса и другие», Вячеслав Щепоткин из Москвы – повесть «Билет на поезд к вечной мерзлоте», Анна Чернова (Ростовская область) – рассказ «Магия плацкарта»;
в номинации «Публицистика»:
заслуженный экономист России, профессор Виктор Воронов (Москва) за статью «Полустанок с названием БАМ», Леонид Бердников (Красноярск) за книгу-альбом «Аксёновские вёрсты. От Кичеры на БАМе до Крымского моста», составители и авторы книг «Кубанские бамовцы» (Краснодар) и «Главная дорога нашей жизни» (Забайкалье).
Поздравляем!