Владимир Фирсов: Стихотворения. – М.: Ключ-С, 2007. – 336 с.
Юбилейная, изданная к 70-летию автора книга вобрала в себя как лучшие произведения лауреата Государственной премии РСФСР, премий Ленинского комсомола, Министерства обороны и ряда других, так и его новые стихи.
Владимир Фирсов родился на Смоленщине, в деревне Заболотье, рядом с прославленной Ельней, и уже первые его стихи были посвящены Родине, ратной славе своих земляков и ровесникам поэта, замученных фашистами.
Его, тогдашнего десятиклассника, тепло приветил сначала знаменитый земляк Александр Твардовский, а потом и другие писатели. Редактором первой книги «Берёзовый рассвет» (1959) был Василий Фёдоров. Стихи его заметили и Егор Исаев, и известный советский критик Александр Макаров.
Во времена так называемой эстрадной поэзии у поэта были свои поклонники, и он пользовался немалой популярностью, противостоя таким эстрадным заводилам, как Евтушенко и Вознесенский.
Среди почитателей остро национальной лирики Фирсова был, например, Михаил Шолохов, написавший: «Не так-то много у нас хороших поэтов, но и среди них найдётся всего лишь несколько человек, говорящих о России таким приглушённо интимным и любящим голосом, который волнует и запоминается надолго. Владимир Фирсов принадлежит к этим немногим избранным…».
Точно и ёмко написал о недавнем юбиляре и известный романист Анатолий Иванов, чьё предисловие к избранному двадцатилетней давности, но ничуть не устаревшее вновь помещено и в рецензируемом издании.
Действительно, не может не волновать и сегодня стихотворение «В моей крови гудит набат веков…», посвящённое В.Д. Гончарову. Жаль, размеры газетного отклика не позволяют привести его полностью, но и энергичная поступь этого весеннего марша видна на примере даже концовки:
Идёт весна!
И, душу веселя,
Зеркальными
Играет лемехами.
И весело
Вращается Земля –
С девчатами,
С ручьями, с петухами!
А как современны полемические размышления о селянах об их заботах и радостях. Не дискантом, а басом призывает поэт говорить о дорогом селе и односельчанах, которым он обязан в том числе и собственной жизнью.
«Физики и лирики».
Да ладно!
Сложно ли понять, о чём тут речь?
Ясно,
Что словесная баланда
Призвана от главного отвлечь.
Главное, что гниль не вымирает.
Потому и царствуют пока
Хлебогубцы –
Те, что презирают
Гордость и терпенье мужика.
Какой сатирически окрашенный неологизм «хлебогубцы»! Он уж точно останется надолго и явно сродни черномырдинским ядрёным словечкам. Вот они, русские меткость и осанка. Такое вызывающее, яростное сопротивление приверженцам другой идеи и масти.
Поэт давно и осознанно выбрал свою стезю, уверенно по ней идёт и не собирается ни пяди уступать своим литературным противникам. Он воспевает свою Россию, «банальной рифмы не стыдясь», ибо как вечна и прекрасна сама природа его родных мест, так вечен и прекрасен язык, на котором изъясняются его земляки. Прав он и в том, что «мир спокоен своей извечной чистотой».
И если порой мелькнёт в его восторженной интонации горькая нотка, то она обусловлена самим безжалостным ходом времени и непростыми жизненными обстоятельствами. Однако надежда на лучшее всегда остаётся, и поэт свято верит, что его стихам суждена долгая и счастливая жизнь – вопреки всему и несмотря на все препоны, идеологические или коммерческие. Самую чуточку перефразируя его же слова, поэт несёт «сокровенное слово благодарной природе на суд. Позабыв, что опять птицеловы под полой свои сети несут».