Идеологическое да и духовное состояние современных властных элит Украины – головная боль для многих. О ней рассуждают все. И вот перед нами – полноформатная книга, посвящённая этой теме.
Когда я узнал, что Виктор Зуев выпустил в свет такое сочинение, то даже испытал беспокойство: автор больше известен как поэт. Впрочем, когда-то он выпустил публицистику – монографию «Аральский тупик» (М., 1991). Но это было давно. И вот – Украина. Справится ли автор с такой сложной задачей? Не получится ли сочинение поверхностным?
К счастью, книга оказалась интересной, увлекательной. Она написана чистым, ясным языком, далёким от излишнего академизма и наукообразия. Хотя если бы автор придал ей строгую научную форму, текст вполне мог бы превратиться даже в докторскую диссертацию.
Одно перечисление глав книги звучит заманчиво: «Откуда есть пошла земля украинская и украинская ли?», «А Крым мы всё равно вернём!», «Когда бы грек увидел наши игры», «Караимы и крымчаки. Евреи», «Период полураспада», «История моста»… Как видим, Зуев рассмотрел исторические предпосылки нынешней ситуации.
Поэтому, наверное, убедительнее смотрится его разоблачение мифов современных идеологов незалежной: «Украинские фальсификаторы на государственном уровне заставляют детей верить в откровенный бред… Украинцы, например, построили египетские пирамиды (зачем?), выкопали Чёрное море (зачем?), тем более что глубина его достигает 2,2 км… научили греков письму и счёту, дали миру Будду и Иисуса Христа, потому что Галиция, Галисия, Галлия и Галилея – это одно и то же и, значит, Иисус Христос, несомненно, был украинцем. И вообще украинцы – самый древний в мире народ».
Интересен раздел «Бандера – Шевченко ХХ века. Шевченко – Бандера XIX века». Автор спокойно, но довольно жёстко оценивает личность и творчество Тараса Григорьевича, его отношения с императорской фамилией и русской интеллигенцией. Подчас с его стороны они бывали даже хамскими, хотя реальные благодетели (ни мало ни много) выкупили Шевченко из крепостной зависимости. В знак благодарности императору и императрице, которые внесли больше всех денег для выкупа, бывший крепостной рисовал издевательские, даже похабные карикатуры...
Что касается показа литературной деятельности Шевченко, тут Зуев тонко использует свой сатирический дар. В общественном сознании давно сложилось мнение о великом «кобзаре». На самом деле, по мнению Зуева, всё выглядит не совсем так. При этом Зуев опирается и на мнение честных украинских писателей, например, на суждения Олеся Бузины, который, анализируя поэму «Гайдамаки», отмечал: «…Украину снова зальют кровью, словно решив разыграть в лицах шевченковскую поэму…» Кстати, у самого Бузины была книга, которая называлась «Вурдалак Тарас Шевченко».
Вероятно, нашим литературоведам стоит ещё раз задуматься об этой фигуре украинской литературы. И в идеологическом, и в творческом смысле. Посмотреть более объективно, без идеологического шлейфа былых времён. Хотя ясно, что из крепостной зависимости бесталанных не станут выкупать.
Может быть, автору стоило чётче раскрыть роль и заслуги Екатерины II и её фаворитов, в частности Григория Потёмкина, в судьбе Малороссии, но и без того книга Виктора Зуева написана ярко и убедительно.