Три дня в Карликании: Сказка да не сказка. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2009. – 160 с.: ил. – (Научные развлечения).
Тайны биологии / Пер. со швед. В. Тарасовой; худ. Е. Васильева. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2009. – 64 с.: ил. – (Научная лаборатория Тома Тита).
Что умеет наше тело? / Пер. со швед. А. Наумовой; худ. Е. Синьковская. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2009. – 80 с.: ил. – (Научная лаборатория Тома Тита).
Уже давно не верю родителям, которые жалуются, что нынешних детей невозможно оторвать от компьютера и бездарных мультяшных сериалов. Всё очень просто – стоит лишь попробовать заменить компьютер собой. Хотя нужно честно признать, что как раз через 7–8 лет после рождения ребёнка силы взрослых здорово истощаются. Искушение «изолировать» спрашивающего, скачущего, кричащего и кривляющегося озорника хотя бы на час – велико. Дети же быстро заражаются вирусом не требующих душевных, физических и умственных затрат развлечений. Где час – там и два, три, четыре…
Хорошим импульсом для смены приоритетов служат книги из серии «Научная лаборатория Тома Тита», в последние годы регулярно появляющиеся благодаря Издательскому дому Мещерякова.
Более ста лет назад француз Артур Гуд вместе со своим сыном, используя домашние подручные материалы, проводил разные эксперименты, подтверждающие действие физических законов. Позже под псевдонимом Том Тит он описал эти опыты. В начале прошлого века его книга, позволяющая не только детям, но и их родителям приобщиться к физике, была очень популярна и в России. Но последний раз появилась 70 лет назад. Переизданная первой в этой серии в наше время, она вызвала не меньший интерес.
Тем более что в качестве продолжения появились книги, раскрывающие тайны биологии и анатомии. Они стали результатом работы специального научного центра Tom Tits Experiments, созданного в Швеции. В этом центре и дети и взрослые сами ставят опыты по физике, химии, биологии, астрономии и математике, причём дети могут это проделывать совершенно самостоятельно.
«Тайны биологии» и «Что умеет наше тело?» построены по одному принципу. Название опыта, цепляющее внимание: например, «Покрасневший цветок». Затем перечислены предметы, которые пригодятся для эксперимента: «Белый тюльпан, зелёная и красная гуашь, две стеклянные банки, вода». Обозначена длительность: 10–30 часов, время года, в которое этот опыт уместен, – весна, лето. Рекомендации: «Наполни банку водой, добавь зелёной краски, поставь туда цветок. Подожди 10–30 часов. Аккуратно разрежь острым ножом стебель цветка вдоль от основания на 10 сантиметров вверх. Поставь цветок сразу в две банки: половина стебля в банке с красной водой, другая половина – в банке с зелёной». Даётся и короткий комментарий с объяснениями. Имеет смысл, передавая детей с рук на руки дедушкам и бабушкам и отправляя их летом на дачу, дополнять строгие наставления этими книгами.
Книжка «Три дня в Карликании» тоже легко приживётся на даче. Но это уже будет опыт над самим ребёнком, вовсе не санкционированный научной лабораторией Тома Тита. «Сказка да не сказка» – в сущности, попытка объяснить мир чисел детям со строго гуманитарными наклонностями. Но так как в столь незначительном возрасте будущие предпочтения ребёнка буквам ли, цифрам ли не всегда однозначны, то опыт прочтения этого забавного текста вместе с ребёнком, вероятно, сулит взрослым и некоторые сюрпризы. Возможно, тот, кого вы прочили в писатели, лишь посмеётся над излишней многословностью автора.
Главное, что объединяет все три книги, – хороший повод провести вечер без телевизора и компьютера. И найти с 7–8-летним человеком общую взаимоинтересную тему для обсуждения, что, согласитесь, в наше время большая редкость.