Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Батальоны чёрных матросов

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Братья Пресняковы. Европа – Азия: Роман. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 251, 6 с. ил.

– Вы чо, в первый раз в кино? Чо вы к Ивану прикопались?! Режиссёр обязательно должен изменить сценарий! Это правило любого съёмочного процесса! Ещё радуйтесь, что так! … Могли вообще сюда … чёрных матросов вам прих***ить к вашему ср***му сценарию! Так часто режиссёры делают! Чтобы быть настоящими режиссёрами – вводят чёрных матросов! Иногда они в ж**е режиссёра надолго застревают, и потом это оказывает влияние на весь его творческий путь!

Мы просим прощения у читателей за размер и некоторые другие особенности этой цитаты. Но дело в том, что данный пылкий монолог главной актрисы фильма «Европа – Азия» на съёмочной площадке (пропечатанный – надо ли говорить! – со всем лингвистическим смаком, без каких-то там стыдливых звёздочек) очень хорошо, выпукло выражает как стилистический строй рецензируемой книги, особенности её метафоризма и поэтики, так и одну из главных идей сочинения. Стремящегося описать и осмыслить особенности национального кинопроизводства на современном этапе. Даже, пожалуй, шире того – российскую киноиндустрию в целом.

Братья Пресняковы – талантливые пионеры «новой драмы», большие выдумщики, ёрники, охальники и пересмешники из Екатеринбурга – поименованы на задней стороне обложки «культовыми фигурами мировой театральной жизни». Несколько лет назад их тексты, в особенности попавший в болевую точку переживаемого момента «Терроризм», действительно ставились «по всему миру, от Австралии до США». В последнее время братья, подобно многим сотоварищам, увлеклись девятой музой, написали пару-тройку оригинальных сценариев, а другие, например «Изображая жертву», переделали из своих прежних пьес. Литературная основа фильма «Европа – Азия», снятого Иваном Дыховичным и предъявленного общественности на минувшем «Кинотавре», относится к последней категории.

Ивану же Дыховичному и посвящается эта разудалая книга (Не книга! Поэма!.. – характеризуют её типологически авторы, они же главные герои, на одной из первых страниц), представляющая собой сложносочинённый микст, ядрёный слоёный пирог, где фрагменты сценария об организованной группе жуликов, под видом фальшивой свадьбы обирающей автомобилистов у столба-монумента на границе, условно разделяющей Евразийский материк, перемежаются рассказом о съёмках ленты, преподанном в виде совсем уже маккабрической фантасмагории.

Мне ещё не довелось видеть конечный экранный продукт, но подозреваю – и братья делают всё для того, чтобы укрепить нас в этом подозрении, – что он значительно уступает по своему качественному уровню изначальному материалу. «Документально-репортажная» прослойка «поэмы» ещё более изобретательна и остроумна, нежели собственно сценарная часть (другое дело, что чёрные матросы, причём самого невообразимого свойства, один за другим так и выпрыгивают на несколько обескураженного читателя). Это, по сути, исполненный самого саркастического яда памфлет. И одновременно своего рода отходная тому жирному и шальному периоду в истории отечественного киноискусства, который сегодня вроде бы подходит к своему логическому концу (хотя, впрочем, ещё как посмотреть – какие-то вещи в России обладают чрезвычайной живучестью).

А надежды на лучшее – они, конечно, есть. И связаны, естественно, в первую голову со сценаристами. Вот как объясняется корень проблемы в одном из диалогов между режиссёром Иваном и представителями этого передового цеха:
– <…> Берёшь сценарий и понимаешь всё сразу.

– А почему так много г***а снимают? Если сразу всё понятно…

– Потому что изображают! Продюсеры, режиссёры, актёры. П****т бабло, обувают инвесторов. Такой негласный договор – изображать, что занимаются искусством. И каждый отрабатывает свою роль, чтобы никто ничего не заподозрил. Самое гадкое, когда и зрители начинают изображать зрителей.

Действительно, может, хватит изображать?!

Н. ПОСТРЕЛ

Обсудить в группе Telegram

Н. Пострел

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS