Больше года Франция под карантином, по мнению многих, жёстким, даже абсурдным. Рекорды бьют безработица, бедность, криминал, особенно с этнической окраской. 23 апреля в Рамбуйе мигрант из Туниса с криками «Аллах Акбар» зарезал сотрудницу полиции. 5 мая в «африканском квартале» Авиньона жандарма в упор расстреляли бандиты-наркоторговцы. Через день ранее судимый алжирец в Бордо сжёг жену прямо на улице.
Подобные вести – обыденность. И вдруг новость иного плана. 21 апреля консервативный еженедельник Valeurs actuelles напечатал Открытое письмо президенту Макрону от имени по большей части отставных генералов (их двадцать) и офицеров, среди которых даже участники Второй мировой войны и инвалиды – числом более тысячи человек. Они с армейской прямотой сказали то, о чём по разным причинам не говорят вслух сограждане. Что едва ли не половина любого большого города под пятой арабских и африканских банд. Что под соусом защиты прав человека правительство при поддержке либеральной прессы продолжает ввоз мигрантов из Африки и Ближнего Востока, пополняя ряды сторонников ваххабизма. Что военные опасаются носить форму, если не при оружии. Что страна на пороге гражданской войны, вернее, межэтнической бойни.
Ошеломлённое первым со времён де Голля политическим выступлением офицерского корпуса, французское правительство (по принципу «авось пронесёт») несколько дней хранило молчание. Но нарастала волна откликов на бунт офицеров в СМИ и среди особо озабоченных депутатов. Кипел разум возмущённый и был не на стороне военных. С высокой парламентской трибуны их называли расистами, крестоносцами, путчистами и, понятное дело, гитлеровцами. На вопли о подготовке военного переворота Елисейский дворец промолчать уже не мог. Главный адресат, впрочем, не счёл нужным лично ответить генералам, многим из которых сам вешал на грудь ордена и медали. Угомонить офицеров поручили «сладкой парочке»: министру обороны Флоранс Парли (ранее назначение её, чиновницы налоговой инспекции, на пост министра вызвало недоумение даже в рядах президентской партии) и начальнику генштаба Франсуа Лекуантру, реально боевому генералу, чьи речи, однако, теперь напоминают, если использовать понятное сравнение, выступления академика Сахарова и Валерии Новодворской.
Мадам Парли себя не сдерживала: авторы письма – не более чем пожилые (читай, выжившие из ума) отставники, а те, кто всё ещё на действительной службе, будут с позором изгнаны. Орденоносец Лекуантр в явно написанном под диктовку интервью газете Parisien анонсировал чистку с помощью контрразведки вооружённых сил от «окопавшихся там реакционных элементов». 80-летнему генералу Пикмалю – одному из авторов письма и своему прежнему командиру – пообещал лично втолковать, как и чем тот позорит французское оружие.
Макрон же, немного очухавшись, всё же осознал, что ссориться с армией главе даже такого либерального и демократического государства, как Франция, небезопасно. И принялся в привычном духе, картинно и в то же время неуклюже, давать задний ход. 6 мая горе-главнокомандующий с помпой возлагал цветы к гробнице Наполеона (в связи с 200-летием его кончины), а 8 мая на Параде Победы пел цветастые дифирамбы людям в погонах – «лучшим сынам Отечества».
Но цепную реакцию трудно остановить: еженедельник Valeurs actuelles опубликовал новое открытое письмо военных в поддержку предыдущего, подписанное теперь двумя тысячами действующих генералов, офицеров и солдат в духе их предшественников-мушкетёров: «один за всех и все за одного». Официальной реакции пока нет, но разговоры об увольнениях и чистках резко прекратились. Стороны взяли паузу, а долгожданное снятие карантина, намеченное на 19 мая, отвлекло внимание публики. Однако история эта будет иметь продолжение. И не только сиюминутное. В апреле 2022-го – очередные президентско-парламентские выборы, и два «генеральских письма» явно знаменуют начало большой предвыборной кампании. Она, в том числе из-за переживаемой пандемии, имеет все шансы стать опрокидывающей.
Никита Дмитриев, Париж