Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 февраля 2014 г.
  4. № 6 (6449) (12.02.2014)
История

Батарея истории

12 февраля 2014

О передачах федеральных каналов мы пишем много и часто. Этим  материалом открывается новая рубрика, в которой будут анализироваться не столь известные телезрителям, но тем не менее продуктивно работающие так называемые каналы кабельного ТВ.

«365 дней ТВ» существует уже 8 лет, и за это время в его эфире было показано огромное число исторических, документальных и художественных фильмов. Фильмы производит и сам канал, и студии, такие как «Доктор Чехов», Pride, «Опал-студия». Часть фильмов создаётся при финансовой поддержке Агентства по печати и массовым коммуникациям. У фильмов получасовой формат, что чрезвычайно удобно для просмотра, а их качество – добротное. Количество затрагиваемых тем здесь так велико, что обо всём не расскажешь, можно лишь кратко обозначить.

Прежде всего это рассказы об истории Российского государства, его развитии, становлении, рассказы о великих войнах и сражениях. Есть специальные темы, циклы, требующие глубокого, серьёзного осмысления и детального исследования. Такие как «Русские династии», «История Российского учительства», «Иностранцы в России» – Фаберже, Лефорт, Растрелли. В серии программ «Личность в истории» рассказывается о выдающихся людях, о Каппеле, о Кутепове, о царе Алексее Михайловиче Романове… И надо сказать, создатели фильмов успешно справляются с поставленными задачами; фильмы, основанные на архивных документах, при неизменном участии историков и биографов, интересны и познавательны.

10-2-6.jpgЕсть и просто занимательные сюжеты, связанные с культурой, искусством, образованием. Очень хорошая, лёгкая для просмотра серия коротких видеороликов – «Исторические байки». Актёр Михаил Ефремов выступает здесь в роли рассказчика и делает это интересно, тактично, с мягкой иронией. Наряду с документальными фильмами на телеканале регулярно идёт показ художественных фильмов, в основе которых лежат исторические факты. Для этого создан интересный формат, где после каждого просмотра происходит обсуждение в студии с историками, режиссёрами и кинокритиками. Проект называется «Киноистория», и, случается, обсуждения бывают интереснее и содержательнее самого фильма. Среди них такие, как «Крейсер «Варяг», «Ещё одна из рода Болейн», «Бедный, бедный Павел», «Железная маска» и много других.

Подробнее остановлюсь на цикле «История российских кадетских корпусов» (режиссёр Н. Поляков), которая рассматривается за период 1732–1944 годов. В нём повествуется о том, как проходило обучение мальчиков в кадетских корпусах, как будущим офицерам прививались культура, любовь к наукам, воспитывалось трудолюбие. Кадетские корпуса прекратили своё существование в России во время Гражданской войны. К 1920 году из 31 кадетского училища 23 были закрыты и расформированы. Оставшихся кадетов, совсем маленьких мальчиков, Белая армия увела с собой. Это был её будущий резерв. Кадетов вывезли в Королевство сербов, хорватов и словенцев, и там, в городе Белая Церковь, в объединённом кадетском корпусе, дети русских эмигрантов учились вплоть до 1944 года. К тому моменту, когда образовалась СФРЮ, кадетский корпус был распущен и прекратил своё существование. К сожалению, в фильме мне не хватило рассказа о тех кадетах, которые вместе с Белой русской эскадрой ушли на кораблях в Тунис, в Бизерту (правда, там кадетский корпус просуществовал только до 1925 года), и всё же в целом цикл получился. Он заставляет прочувствовать, какой страшной трагедией была Гражданская война. Распадалась ведь не только единая страна – разрушалось людское сознание. Запомнилась грустная фраза из фильма: «На кадетов период Гражданской войны произвёл самое растлевающее действие, шла полная переоценка ценностей. Всё, что до этого считалось безнравственным, стало нормальным. Всё недопустимое – вполне возможным». Но преподаватели этому противостояли, кадетам прививалась любовь к родине; науки преподавались так же, как это делалось и раньше. Неудивительно, что после окончания кадетского корпуса его выпускники поступали в самые престижные учебные заведения Европы, столь высокой была их подготовка. А именование воспитанника «кадет» носилось с гордостью и неизменно вызывало уважение во всём мире.

В другой серии цикла, «Кадеты. Наследники Суворова», рассказали и о суворовцах. В 1943 году, после победы под Сталинградом, Сталин подписал указ об усилении качества образования. В том числе и о создании суворовских училищ по подобию кадетских корпусов. Прежде всего туда набирали беспризорных мальчишек, оставшихся сиротами после вой­ны. Обучать их было поручено выпускникам кадетских училищ, бывшим царским офицерам, которые сражались за красных. Именно этим кадровым военным удалось полностью восстановить систему воспитания и образования в училищах. В 1945 году суворовцы впервые участвовали в Параде Победы на Красной площади. И это были огромная честь и признание; с этого времени они стали ежегодно принимать участие в параде.

И ещё один документальный цикл достоин того, чтобы о нём упомянуть. Вторая мировая война на историческом канале «365 дней ТВ» раскрывается очень подробно, а «Великая Отечественная война на Чёрном море» (режиссёр А. Семак), в свете последних событий, приобретает особый смысл.

В фильме рассказывается о жесточайшем сопротивлении Красной армии в Крыму немецко-румынским захватчикам; об обороне главных стратегических объектов, сражение за 30-ю и 365-ю батареи стало решающим. Позиция 365-й батареи была наиболее выгодная: захватив эту высоту, противник получал весь обзор Севастопольской бухты. Сдача 365-й батареи означала сдачу Севастополя, потому за неё развернулось жесточайшее сражение. Зенитчики батареи, прикрывая бухту, вели огонь по авиации, по бронетехнике, но силы были неравные. Когда в живых осталось лишь несколько человек, тяжелораненый старший лейтенант И.С. Пьянзин передал в эфир: «Отбиваться нечем. Почти весь личный состав выбыл из строя. Открывайте огонь по нашим позициям». Это была последняя радиограмма. Советская артиллерия сосредоточила огонь нескольких батарей и сровняла высоту с землёй…

Просматривая кадры хроники, слушая рассказы свидетелей тех событий, трудно сдержать слёзы. Никакой художественный фильм великого режиссёра не может заменить сухие сводки диктора и чёрно-белую хронику операторов-документалистов. Ты вдруг всем существом понимаешь, что сделали тогда для нас наши деды и отцы, сражаясь за Русскую землю до последней капли крови. Сегодня, слыша разговоры о том, что такое патриотизм, невольно задумываешься: и вправду – что? Но, посмотрев эти документальные фильмы, я поняла: патриотизм – это прежде всего желание быть вместе со своим народом, быть с ним и в горе, и в радости, полностью разделить судьбу своей Родины. И вот за это открытие каналу «365 дней ТВ», с числом в названии таким же, как номер несломленной зенитной батареи Севастополя, огромное спасибо.


Тэги: Телеканал
Обсудить в группе Telegram

Ирина Садовская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Улыбка Клио

    29.07.2020
  • Субботняя „Звезда“

    13.12.2017
  • Перец с изъяном

    14.10.2015
  • Кто скажет правду о России?

    25.02.2015
  • Футбольная весна

    19.03.2014
  • Кто скажет правду о России?

    37 голосов
  • Перец с изъяном

    18 голосов
  • Субботняя „Звезда“

    16 голосов
  • Улыбка Клио

    16 голосов
  • Футбольная весна

    10 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS