Каждый год я отдыхаю в Крыму, путешествую, интересуюсь настоящим и прошлым полуострова – крымская история уникальна и, кажется, неисчерпаема. За долгие годы приобрёл здесь немало друзей. Один из них посоветовал сходить в ялтинский Дом пионеров, что на улице Чехова, рассказал, что фотокружок там ведёт очень интересный человек – Евгений Кравец. Пришёл, познакомились. Оказалось, у Евгения Михайловича интересная родословная, греческие корни. Его предок сопровождал Екатерину II, когда царица путешествовала по Тавриде, осматривая новые русские земли.
Общаясь с Евгением Михайловичем, обратил внимание на чёрно-белые снимки на его столе, полюбопытствовал. И вот ещё один неожиданный и драматичный фрагмент крымской истории.
Его подопечные, ребята из фотокружка, обнаружили на мусорке старые плёнки и часть из них принесли руководителю. Евгений Михайлович стал рассматривать негативы, увидел знакомый Дом пионеров, но частично разрушенный. На других кадрах – тоже послевоенная Ялта. Сразу стало понятно – плёнки бесценные, и он с учениками пошёл на свалку за выброшенным кем-то фотоархивом. Плёнки валялись в пыли и грязи, их аккуратно собрали, принесли в лабораторию, бережно отмыли и просушили, стали изучать. Больше всего заинтересовали странные кадры с дельфинами, таковых было много, и Евгений Михайлович решил некоторые отпечатать.
Рыбацкие лодки у берега Ялты, кадр, на котором огромное количество дельфинов лежит на площади, где сегодня стоит памятник Ленину… Стали выяснять детали, расспрашивать старожилов, выяснилось, что снимал это всё местный фотограф А. Горский, в живых его давно уже не было, а вот исторические снимки остались.
1945 й, закончилась война, а в стране голод. Сегодня мало кто знает, что послевоенные годы были по-настоящему голодными, целые области страдали от нехватки продуктов, и одним из таких регионов был Крым. И вот жители Ялты заметили у берегов огромную стаю дельфинов, их стали вылавливать, и поразительно было то, чем больше вылавливали, тем больше дельфинов приплывало, как будто откликаясь на человеческую беду, как будто жертвовали собой, спасая людей.
Конечно, с точки зрения науки такой взгляд покажется наивным, но именно так многие чувствовали тогда, в 1945 м. Понимали, что всякое животное инстинктивно пытается сохранить свою жизнь, но вот дельфины... И эту печальную, драматическую историю зафиксировал Горский.
Я сделал снимок современной набережной Ялты с той же точки, что снимал дельфинов Горский. Конечно, сегодня, с нашим теперешним отношением к природе, и к дельфинам в частности, трудно эту историю осознать, принять без осуждения. Особенно трудно тем, кто помоложе, на фоне нынешней, в общем-то сытой жизни. Да и надо ли искать оправдания? Это ведь было не ритуальное убийство ради убийства, как до сих пор практикуется на Фарерских островах.
Ялта – Москва