Мой муж Джон / Пер. с англ. Р. Валиулина. – М.: КоЛибри, 2009. – 400 с.
Воспоминания всякого, кому судьба подкинула встречу с какой-либо «очень важной персоной», в силу неистребимости человеческого любопытства гарантированно получат... нет, ещё не сам успех, но уж изрядную толику внимания многоуважаемой публики – это будьте любезны. Что тогда говорить о тех, кому довелось водить знакомство с фигурами поистине культовыми, – к примеру, с участниками The Beatles, как ни крути, а всё-таки по справедливости «лучшей группы всех времён и народов».
Появление мемуаров Синтии – первой жены Джона Леннона и матери их сына Джулиана – выглядит в свете вышеизложенного более чем закономерно. Нюанс состоит в том, что это уже вторая её попытка доказать городу и миру значимость тех десяти лет, которые она прожила рядом с кумиром миллионов, музыкантом и общественным деятелем, безусловно являющимся одной из ярчайших личностей XX века, да и на XXI век оказавшим влияние, отрицать которое было бы трудно. Синтия уже публиковала в 1978 г. книгу с затейливым названием A Twist of Lennon. Чтобы в полной мере оценить остроумие первой спутницы жизни главного битла, надо учесть, что в этот момент она была замужем за человеком, которого звали Джон Твист, а слово twist в английском имеет множество значений, и в частности, «крутой поворот», «выкрутас», «искривление» и т.д. Тогда она делилась воспоминаниями о славных битловских годах, а Синтия была рядом с Джоном начиная со времён их учёбы в художественном училище, на её глазах зарождался «Битлз» и на её же глазах превращался в легенду.
Рассказать о том, «что на самом деле произошло между нами, почему мы были вместе, отчего расстались и какую цену мне пришлось заплатить за то, что я была женой Джона», она решилась, выждав весьма деликатную паузу: книга вышла в Англии в 2005-м, спустя 25 лет после трагической гибели Леннона. Очевидно, что горечь унижений, испытанных в далёком1968-м, когда их брак распался после хирургического вмешательства судьбы в лице Йоко Оно, в последовавшие за этим долгие годы подёрнулась золой, но до конца так и не остыла, а боль окончательной фатальной утраты отнюдь не стала менее острой. О том же свидетельствует и предисловие к книге, написанное Джулианом, – в нём всё ещё говорят неизжитая детская обида и мучительная безутешность…
С особым воодушевлением должны воспринять эту книгу битломаны со стажем, так и не простившие роковой японке распада группы. Впрочем, ясным по прочтении этой весьма подробной объяснительной записки становится и другое: Джон не мог не встретить Йоко – из Синтии, да, впрочем, и из «Битлз», он просто-напросто вырос, как вырастают из старой одежды. Однако ж, как бы то ни было, а за эту бережно сохранённую для истории юношескую экипировку Джона Леннона Синтии Леннон – большое человеческое спасибо.