Младшие школьники: особенности развития. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.: ил.
Как ни странно, но впервые эту книгу я увидела не на прилавке книжного магазина, а в метро, в руках у немного встрёпанного молодого человека интеллигентной, как сейчас не принято говорить, наружности, лет тридцати.
Код для вставки в блог или livejournal.com:
– Простите, вы – учитель? – не имея обыкновения заговаривать с людьми в метро, всё-таки поинтересовалась я.
– Нет, что вы! Просто у меня сын в первый класс пойдёт. А как его за столом больше двух минут удержать, понятия не имею. Кстати, воспитатели на подготовительных занятиях – тоже.
Листая уже потом книгу Ирины Кулагиной, я поняла, что этот папа, вступающий со своим сыном на школьную тропу, сделал, в общем-то, правильный выбор. Прочитав её, он будет знать, почему не стоит отдавать ребёнка в первый класс в шесть лет и что, по исследованиям, примерно треть семилетних первоклассников недостаточно готова к школе, а среди шестилеток детей по уровню своего психического развития готовых к школьному обучению, явное меньшинство.
Одно из главных достоинств первой части – описание множества экспериментов, которые можно провести дома, играя с ребёнком, чтобы попытаться взглянуть на него глазами постороннего человека, например учителя. Ведь родителям, для которых их ребёнок всегда самый лучший, это сделать очень сложно.
Вторая глава о том, из-за чего первоклашки становятся неуспевающими, тревожными, с какими психологическими проблемами в школе сталкиваются отличники, насколько успеваемость в школе зависит от того, как изначально учитель относится к ученику, и почему одарённые дети некомфортно чувствуют себя на уроках. Цитаты из книг знаменитых педагогов, психологов, писателей, философов и художников украшают и обогащают текст:
«Воспитатель сам должен быть воспитан. Если это не так, неизбежно придёт день, когда ученик повторит не то, чему воспитатель его учил, но то, чем последний является. Каждый воспитатель постоянно должен ставить себе вопрос: реализует ли он сам в собственной жизни – по чести и совести – то, чему учит? Исцеляюще действует в конечном счёте не знание и техника, но личность» (К. Юнг).
Типы семейного воспитания подробно описаны и сведены в таблицу, предпочтение отдаётся стилю демократическому. Достаточно информационно написана и заключительная глава о различных воспитательных системах: Монтессори, Вальдорфской педагогике, школе Л. Занкова.
Книга-то, конечно, хороша… Но бедный, бедный встрёпанный папа!.. Замечательно, что у нас выходят издания, в которых много правильных утверждений и слов, и родители всегда могут прочитать, «как должно быть». И понять, из чего, например, должно складываться стремление их ребёнка ходить в школу. В теории. Но ведь проблема в том, что реальность, к сожалению, слишком далека от этих теорий.
Взять хотя бы один из основных посылов книги – о том, что ребёнок должен быть психологически готов к усвоению школьных навыков и знаний. Но в среднестатистической школе учителя редко обращают внимание, насколько равномерно идёт интеллектуальное и психологическое развитие их учеников. Интеллект теперь в большей чести. Поэтому ответ на вопрос, как сделать так, чтобы ребёнок любил и хотел ходить в современную школу и добровольно сидел за партой больше двух минут, в этой книге бедный папа, пожалуй, не найдёт. Разве что в других, ещё не написанных книгах…
Бедный, бедный папа
Как ни странно, но впервые эту книгу я увидела не на прилавке книжного магазина, а в метро, в руках у немного встрёпанного молодого человека интеллигентной, как сейчас не принято говорить, наружности, лет тридцати.
КОД ССЫЛКИ: